Фрекинг (или гидравлический разрыв пласта) может представляться светлой перспективой, неизбежно ведущей к получению больших объёмов недорогого газа.
Однако в действительности это только один из возможных вариантов. Для тех стран, где фрекинг находится под запретом, вырисовывается совсем другое будущее – зависимость от импорта. И такая ситуация полностью устраивает газодобывающие страны.
[blockquote_fact]Для некоторых государств, например, для России, газ – это основа политического могущества. Добыча газа играет важнейшую роль для экономической стабильности и развития подобных стран. От перспектив отрасли зависит получение экономикой громадных средств (речь идёт о триллионах долларов) и геополитическое влияние. Наивно полагать, что такие государства не прилагают всевозможных усилий, чтобы обеспечить себе будущее.[/blockquote_fact]
Самыми большими запасами природного газа обладает Иран, на втором месте с небольшим отставанием Россия, на третьем – Катар. На их долю приходится 60 процентов всех мировых запасов. Тройка этих государств годами доминировала на газовых рынках и не намерена сдавать позиции. Однако технология фрекинга представляет собой угрозу, способную сделать газовый рынок глобализованным и свободным, а его участников – взаимозаменяемыми. В таких условиях Ирану, России и Катару логично объединить усилия, что и было сделано.
В 2001 году 11 стран, являющихся крупнейшими производителями природного газа, основали Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ). Вошедшие в его состав Россия, Иран, Катар, Алжир, Египет, Боливия, Экваториальная Гвинея, Ливия, Нигерия, Венесуэла, Тринидад и Тобаго контролируют более 70 процентов мировых газовых запасов и 85 процентов производства сжиженного природного газа. Большинство этих стран являются также членами ОПЕК. Официально заявляемая цель звучала безобидно: «Собрание ведущих мировых производителей газа, основание международной организации для усиления координации и углубления сотрудничества между странами-участницами». Выглядит почти аналогом газовой ООН.
Но всего через год после создания ФСЭГ Путин начал говорить о необходимости преобразования Форума в газовый аналог ОПЕК. Во время газовых войн 2006 года заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев пригрозил, что Россия создаст «союз поставщиков газа, более влиятельный, чем ОПЕК».
[blockquote_note]Двумя годами позже Россия, Иран и Катар заявили о намерении основать газовый картель. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер объявил о создании «большой газовой тройки».[/blockquote_note]
В 2009 году российский министр энергетики сообщил, что ФСЭГ из организации, предполагающей сотрудничество и углубление отношений, преобразуется в расширенную «большую тройку». «Мы будем синхронизировать действия, чтобы избежать перепроизводства газа», – заявил он.
Другими словами, ограничение поставок для повышения цен. ФСЭГ официально превратился в полноценную «газовую ОПЕК». Основной целью, по словам российского министра, предполагалась «защита интересов газодобывающих стран». Само собой, генеральным секретарём был избран представитель России, чтобы показать, что «страны-участницы ожидают от России использования своего политического влияния».
[blockquote_note]Вот такой представляется нефрекинговая перспектива для газовых рынков. Нелиберальные страны делят мир на сферы влияния, используя газ как политическое оружие и ограничивая поставки, чтобы поднять цены.[/blockquote_note]
Единственное, что может ослабить мощь новоявленной «газовой ОПЕК», – это освоение сланцевых месторождений по всему миру. Но если анти-фрекинговому лобби удастся отпугнуть большинство стран от разработки сланцевых запасов, будущее газовых рынков вряд ли изменится. Скорее, оно станет даже более мрачным для Запада, учитывая новый газовый картель России, контролирующий цены и объёмы поставок.
Об авторе. Эзра Левант – канадский журналист, ведущий, политический активист с консервативными взглядами, автор нескольких книг о политике.
Фрекинг — это катастрофическое разрушение окружающей среды, превращающее целые районы в безжизненную пустыню. Независимо ни от каких конъюнктурных соображений и «газовых войн» следовало бы запретить подобну добычу газа под страхом уголовного преследования.
не только безумные пидор-политики, но и быдло (что самое страшное)
одержимы жаждой наживы и потреблятства.
С остервенением пилят сук, на котором сидят.
Каюк планете Земля неизбежен.
Что значит- «запретить»??? Всё будет по Марксу, помните на счёт: «…500% прибыли…» Только теперь они могут «обосновывать» ту или иную цену, искусственно, т.е. провоцируя конфликты там, где идёт производство и транспортировка и т.д.
Если кто смотрел фильм «2012», то обратил, наверно, внимание, на то, что стоимость билета, чтобы сбежать с планеты Земля из-за извержения Йеллоустоунского гигантского вулкана в США, составляет 1 млрд. евро. В настоящее время NASA присмотрела около 240 планет кандидатов для переселения с Земли. Кого? Олигархов! Им плевать на остальных. А добыча сланцевого газа как раз и генерирует землятресения по всей Земле, не говоря о том, что добыча сланцевого газа губит плодородные почвы. Фукусима — вот на что обрекают землян олигархи из США.
Тогда уж интерполируйте не только до «экономической целесообразности», руководящей олигархами, но и до агонистического пофигизма их же: если они однозначно просчитают неизбежность своего «заката в ручную», то не развяжутся-ли у них ручонки, тянущиеся к «красной кнопке»?
Иными словами: чем чреват неотвратимый разворот от про-олигархического вектора идеологий и политических притязаний, к про-социальному? Ведь в статье завуалирован посыл ухода от диктата запада — к диктату производителей-добытчиков? Одна псевдо-монополия отжимается другой. А где монополии, там и олигархия — хоть через третьи руки, но владеющая активами и в примере — не столько Россия..
Пример тем и хорош, что цивилизационная война (между мусульманами и христианами) лишена всякого смысла, более того, она навязана. Кем? Долларом. Что касается монополии, то две монополии уже лучше чем одна. А чтобы «ручонки» не тянулись к «красной кнопке» или взрывоопасному для Земли сланцевому газу, общественные силы должны перестать делать вид, что это их не касается.