Будущее ядерной России

Ядерное оружие всегда занимало центральное стратегическое место в советской и российской программе национально безопасности. С начала 1950-х годов советское правительство поощряло роль систем стратегического вооружения как средства достижения стратегического преимущества перед своим главным конкурентом – США. Когда первые усилия по глобальному ядерному разоружению не увенчались успехом, Советский Союз инвестировал значительные средства в «ядерную триаду» — традиционные стратегические бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

rudal-berhulu-ledak-nuklir-milik-rusia1

Хотя холодная война и соперничество значительно уменьшились после распада Советского Союза, основная ядерная стратегия России не изменилась. США действительно уменьшили роль ядерного оружия в своей стратегии национальной безопасности, а российские лидеры, напротив, стремились увеличить роль ядерного оружия в своей военной политике. В 1993-м году правительство России во главе с Борисом Ельциным ввело в военную стратегию новые изменения – так появился знаменитый документ под названием «Военная доктрина Российской федерации» (ВДРФ). Документ ясно давал понять, что Россия оставляет за собой «право применить ядерное оружие первой» даже в случае обычной войны.

Многие эксперты объясняют это решение тем, что ядерное оружие стало играть более значительную роль во внешней политике – в последние годы холодной войны российские войска значительно ослабли. И хотя Российская федерация по-прежнему обладала самым большим в мире арсеналом ядерного оружия, две трети запасов ядерной триады устарели. Когда преемник Ельцина Владимир Путин занял пост президента, в России было недостаточно ресурсов для поддержания существующих стратегических сил, включая десять тысяч ядерных боеголовок с носителями и двадцать тысяч единиц тактического или суб-тактического ядерного оружия.

В Доктрине по национальной безопасности России от 2000-го года были детально разработаны и описаны условия, при которых Россия может применить ядерное оружие. Цитата: «Российская федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование ядерного оружия или других типов оружия массового поражения против неё и/или её союзников, а также в ответ на масштабную агрессию с участием использования обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской федерации ситуациях».

Президент Путин распорядился провести масштабную реформу военно-промышленного комплекса (ВПК), предложив полностью поддержать модернизацию ракетной программы и стратегических ядерных сил страны. Но российско-грузинская война 2008-го года снова привнесла осознание того, что обыкновенные вооружённые силы России не в состоянии участвовать в длительном конфликте с военными силами другой страны в связи с отсутствием современной военной техники. Именно поэтому в 2009-м году командующий Российскими ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Андрей Шевченко предложил придерживаться политики применения ядерного оружия первыми.

Как правило, российские политики рассматривают ядерное оружие как гарантию безопасности и независимости во «враждебной среде, полной потенциальных или реальных врагов». По последним оценкам, в ядерном арсенале России сейчас присутствует более 4300 единиц различного ядерного оружия. По меньшей мере 1600 из них расположены на стратегических базах и распределены по бомбардировщикам и ракетам. В дополнение к 2000 тактических боеголовок есть также 700 стратегических боезарядов, которые пока что находятся в хранилищах.

Столь огромный арсенал ядерного оружия вызывает озабоченность у всего международного сообщества. В декабре прошлого года вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин предупредил, что Россия намерена использовать ядерное оружие первой «в определённых ситуациях, если того потребует защита её территорий и государственных интересов».

Несмотря на то, что с момента окончания ожесточённой идеологической борьбы между США и бывшим Советским Союзом прошло более двух десятилетий, нынешнее правительство России по-прежнему  одержимо возрождением своего всеобъемлющего влияния в бывших советских республиках. В целях противодействия новым потенциальным угрозам Москва в 2013-м году запустила новую программу ядерной модернизации. Программа сосредоточена на строительстве подводных лодок, развитии межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и новых стратегических бомбардировщиков. Правящая политическая элита в Москве считает политику администрации Обамы касательно полного ядерного разоружения несовместимой с ключевыми интересами России. Несмотря на готовность президента Путина работать над осуществлением идеи безъядерного мира, так называемого «ядерного нуля», это предложение всё же воспринимается Москвой как часть завуалированного плана по разоружению России и нейтрализации её ядерного потенциала.

В российских правящих кругах распространено мнение, что Россия не сможет успешно противостоять США и их союзникам или даже Китаю в обычной войне и в конечном итоге может оказаться не в состоянии вести независимую политику, если останется без ядерного оружия.

С другой стороны, в либеральных кругах в России сохраняется повышенно-радостное настроение в отношении заявленных администрацией Обамы целей по прекращению разработки новых видов ядерного оружия и работе с российским руководством над «резким сокращением» запасов ядерного оружия и материалов для его изготовления в США и России. Но остаются некоторые значимые политические препятствия, мешающие практическому прогрессу в направлении обеспечения значительного сокращения ядерных арсеналов обеих стран. Самое значимое препятствие – отсутствие политической воли и пестование мнимых страхов у российского правительства. Если администрация Обамы действительно хочет добиться прогресса в достижении высокой цели повышения глобальной безопасности и уничтожения ядерного оружия, ей бы следовало убедить русских в том, что снижение зависимости от ядерного оружия – это правильная стратегия.

Если принимать ядерные силы России всерьёз и конструктивно взаимодействовать с правительством, то возможно значительно уменьшить проблему и убедить Россию согласиться на более практические и согласованные планы по ядерному разоружению. То, как США решит эту проблему, определит будущее мировых планов по отказу от ядерного оружия.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий