Насилие на Ближнем Востоке часто списывают на давнюю религиозную ненависть. Но история этого региона строилась на сосуществовании – до тех пор, пока империалисты не разорвали его на части.
Религии могут сосуществовать на Ближнем Востоке, империалисты — нет
Утверждается, что последняя бомбардировка Ирака была защитой езидов. Это религиозное меньшинство исповедует версию зороастризма – религии, которой следовала Персидская империя до возникновения ислама.
Ближний Восток часто описывают как место, разрываемое на части затаённой ненавистью и бессмысленными войнами на почве религии. Само существование таких общин как езиды и иракские христиане показывает, что история региона очень разнообразна.
Религиозная нетерпимость существовала не вечно, но подогревалась империалистическими державами, которые на протяжении века с половиной господствовали в регионе.
Революционер Карл Маркс утверждал, что религия – это «сердце бессердечного мира» – то, к чему люди обращаются за успокоением и надеждой. Он писал, что религиозные идеалы не вечны, но развиваются вместе с социальными условиями вокруг них.
Впервые ислам возник в седьмом веке. Большей частью Ближнего Востока правили либо Персидская империя, обоснованная в современном Иране, либо остатки Римской империи.
Обе империи угнетали меньшинства. Римская империя была христианской, но чрезвычайно нетерпимой ко всему, что её правители считали ересью. Частыми были нападения на евреев и неортодоксальных христиан.
Когда распространились первые мусульманские армии, многие приветствовали их как освободителей.
В то время еврейский писатель рассказал, как «создатель послал Царство Измаила [арабов] чтобы спасти вас от греховности». А по словам сирийского христианского историка, «Бог…освободил нас из рук римлян с помощью арабов…чтобы мы были спасены от жестокости римлян и их жгучей ненависти к нам».
Некоторое время весь регион был как одно государство, Халифат, но разделённое на королевства.
Это время не было мирным. Державы и правительства восходили и рушились. Порой возникали резкие расколы, и некоторые меньшинства подвергались преследованиям.
Терпимость
Но в целом регион оставался одной из самых развитых территорий в мире – и одной из наиболее терпимых.
В этих странах евреи и христиане могли исповедовать свою религию и имели определённые права до тех пор, пока уплачивали подушный налог. Веками этот статус, известный как «зимми», распространялся на всех немусульман.
Это не было равенством, но было намного лучше чем обращение с религиозными меньшинствами, распространённое в то время в большей части Европы. Различия стали заметнее с началом крестовых походов.
В 1077 турецкая армия завоевала Иерусалим. По Европе прошёл слух, что с христианскими паломниками обращались жестоко и даже убивали.
Это стало оправданием для вторжений тысяч европейских рыцарей во время первых крестовых походов.
Путешествуя, крестоносцы убили много христиан, евреев и мусульман, а затем предали мечу Иерусалим.
Крестоносец Реймонд Д’Агилерс писал: «Мужчины ехали в крови, привязанные к поводьям за колени. В самом деле, это был простой и великолепный суд Божий – это место должно было наполниться кровью неверующих».
Крестоносцев вытеснили из Иерусалима после века битв – ещё одна война, изображённая как пример нескончаемой дикости региона. Но доказательства показывают совсем другой Ближний Восток.
Найденные в старой синагоге в Каире триста тысяч документов, известные как коллекция Гениза, отражают длительный период совместного развития. Еврейские авторы документов жили такой же жизнью как их соседи мусульмане и христиане. Они работали торговцами и фермерами, покупали или арендовали собственность.
Вплоть до 20 века евреи говорили по-арабски и разделяли культуру других жителей Ближнего Востока.
Примерно за 400 лет до 20 века большинство территорий региона было частью Османской империи, основанной в современной Турции. Империя была мусульманская, но евреи могли работать государственными советниками и служить в парламенте.
Когда империя начала постепенно приходить в упадок, восходящие капиталистические державы – Британия, Франция и Россия – начали соперничать за захват территории. Они создали религиозную нетерпимость, которая преследовала Ближний Восток в недалёком прошлом.
К 1880 году в Египте проживало 90 тысяч европейцев. Они были освобождены от обязанности соблюдать местное законодательство и не должны были платить налоги. Во время крайней экономии для всех египтян они выставляли своё богатство напоказ.
Египтяне начали протестовать, и Британия ответила бомбардировкой с моря, которая сравняла с землёй бо́льшую часть прибрежного города Александрия. Затем последовало полномасштабное вторжение Британцев.
Конкурирующие державы предложили людям в империях друг друга идею освобождения. Лоуренс Аравийский – британский офицер Т.Э. Лоуренс – пообещал содействие Британии при создании независимых арабских государств, если они восстанут и поддержат Британию в Первой мировой войне.
Британские империалисты не собирались сдерживать это обещание. Они подписали с Францией соглашение Сайкса-Пико, разделив османские территории между своими империями.
Трофей
Ближний Восток уже был важным центром торговых маршрутов, но после обнаружения нефти он стал имперским трофеем, не имеющим себе равных.
Во время Первой мировой войны Британия поддержала призыв к созданию сионистского государства, частично чтобы ослабить Германию. Но она продолжила поддержку и после войны.
Как сказал первый британский губернатор Иерусалима Рональд Сторрс, это мог быть «маленький верный еврейский Ольстер в море потенциально враждебного арабизма».
Он имел в виду первую британскую колонию в Ирландии. Протестанты из Шотландии селились в Ольстере в надежде, что они всегда будут более верными империи, чем их соседи.
Это было корнем ещё одного длительного конфликта, вину за который часто списывали на религию.
Хотя проблемы Ближнего Востока не доходили до Европы, расизм из Европы распространился по Ближнему Востоку. Сионизм появился в ответ на антисемитизм в Европе, а не в Палестине.
Эта тактика «разделяй и властвуй» всегда была опорой империализма. В качестве главных империалистических держав Британию и Францию заменили США. На протяжении всего 20 века они продолжали проводить свою губительную политику.
Хорошим примером остаётся Ирак. Христиане и евреи были во всех слоях общества. Когда после Первой мировой войны Британская империя превратилась в современное государство, никому не казалось странным, что его первый министр финансов Сассун Эскелль был евреем.
Наиболее недавним примером является оккупация Ирака США и Британией в 2003 году. Оккупанты не ожидали, что так быстро станут непопулярными, даже среди обычных людей, ненавидевших бывшего диктатора Саддама Хусейна. Годы санкций и кампания воздушных ударов США «шок и трепет» уничтожили всю симпатию.
Увязнув в наземной войне против объединённой оппозиции, в 2005 лидеры США разделили иракцев шиитов, суннитов, курдов и христиан.
Они способствовали росту шиитских бригад Бадра в министерстве внутренних дел. С помощью «Советов пробуждения» они настроили суннитские группы сопротивления против их коллег. Они построили стены, чтобы разделить столицу Багдад на религиозные районы.
Радикальный священнослужитель Муктада аль-Садр, который в то время возглавлял шиитское сопротивление, предостерёг своих последователей от межрелигиозных нападений. Он сказал: «Не забывайте о кознях оккупации, ибо если мы о них забудем, это убьёт нас всех без исключения».
Его предупреждение стало трагически-пророческим. Америке удалось разрушить единство сопротивления.
С помощью разрушения оккупированного ею общества ей удалось сохранить свои позиции на несколько лет дольше.
Сегодня продуктом оккупации стали такие группировки как Исламское государство Ирака и Леванта, движимое злостью на оставшееся позади разделённое религиями государство, и отчаянием из-за того, что объединённой оппозиции не удалось его одолеть.