Украинский кризис внёс невиданный со времён холодной войны разлад в отношения между Россией и ЕС. Но несмотря на все споры и конфликты, нужда друг в друге никуда не делась: Европе необходим российский газ, чтобы не замёрзнуть, а России, в свою очередь, – доходы. Учитывая, что зима приближается, а отток капитала из России достигает опасных уровней, забота о будущем должна снова соединить Россию и ЕС.
Единственным поставщиком российского газа в Европу является «Газпром». В 2013 году он экспортировал 161,5 миллиарда кубических метров в Европу (основными покупателями выступили Германия, Турция и Италия), что составило примерно 30 процентов европейского потребления. В свою очередь, европейцы обеспечивают около 40 процентов годовых доходов «Газпрома».
В данный момент Россия экспортирует газ в Европу по 5 маршрутам, в том числе через Украину (газ поступает в Словакию, Чешскую республику, Венгрию и предназначается также для Турции, Западной и Юго-Восточной Европы); через Беларусь в Прибалтику, Польшу и Германию; через «Голубой поток» напрямую в Турцию; через «Северный поток» непосредственно в Германию и Финляндию.
Подпись к изображению: Основные трубопроводы, по которым российский газ поставляется в Европу (непрерывная красная линия – трубопроводы, пунктирная – планируемые трубопроводы; серым цветом отмечены страны ЕС, розовым – территория России)
Ситуация неодинакова для разных стран ЕС. Большинство восточноевропейских государств серьёзно зависят от российского газа, в то время как Испания, Португалия, Ирландия и Дания вообще его не импортируют. Наибольшей опасности подвергаются страны, которые получают весь свой газ через территорию Украины, например, Болгария и Молдова.
После перебоев в поставках 2006 и 2009 годов ЕС вознамерился отказаться от российского газа. Были установлены соединения между газораспределительными системами европейских стран. Изыскивались возможности привлечения других поставщиков для замещения России. Так, в 2013 году Европа импортировала 48,5 миллиарда кубометров из Северной Африки, 13 миллиардов – из Ирана и Азербайджана. Кроме того, были получены 46 миллиардов кубометров СПГ, в основном, из Катара. Однако чтобы представлять себе эти объёмы в контексте ситуации, напомним, что в нынешнем году один «Газпром» планирует продать в Европу 157 миллиардов кубометров.
Все имеющиеся альтернативы связаны с определёнными проблемами. Сланцевый газ из США мог бы обогреть дома европейцев, но перед транспортировкой огромных объёмов через Атлантический океан на обоих континентах должны быть построены терминалы СПГ. Маловероятно, что это дело ближайшего будущего. Необходимы крупные инвестиции, которые следом перелягут на плечи европейских потребителей, в том числе и промышленных предприятий. Возможно, Евросоюз и не в восторге от России, зато дешёвая энергия ему вполне по душе.
Газ из Африки и Восточного Средиземноморья мог бы помочь, но опять необходимы миллиарды для бурения новых скважин, переработки нефти, портов и обеспечения безопасности. Проект поставок газа с Ближнего Востока и Каспийского моря через Турцию претворится в жизнь к 2018-2020 годам. Это ещё одна альтернатива, но также таящая в себе множество препятствий, касающихся логистики и безопасности.
Так что в действительности выбор Европы ограничен. До более диверсифицированных поставок пока ещё далеко. Европейские контракты долгосрочны, что не позволяет вносить кратковременные изменения, которые могут учитывать политические факторы. Отдельные страны вообще мало что могут решить по этому поводу, потому что постановление ЕС от 1998 года ограничивает власть национальных правительств. Например, Италия не смогла мгновенно подписать крупное соглашение с Намибией без предварительного согласования в ЕС.
Со времён крушения СССР Россия, в свою очередь, стремится к диверсификации своего экспорта и уменьшению зависимости от транзита газа через Украину. Это постепенно происходит благодаря новым трубопроводам, проходящим через Беларусь и по дну Чёрного моря. Так, если в 1990-х годах около 90 процентов поступающего в Европу газа шло через Украину, то в 2007 году этот показатель упал до 70 процентов, в 2013 году – до 50. Когда будет построен «Южный поток» через Болгарию, транзит через Украину снизится ещё сильнее, но всё равно останется значительной величиной.
Для России очевидным выходом представляется поиск альтернативных долгосрочных контрактов с другими потребителями. Это и объясняет недавнюю сделку с Китаем. Однако Европе до сих пор требуется больше энергии, чем развивающимся странам. В данный момент, несмотря на все усилия, она остаётся основным источником доходов для «Газпрома». Маловероятно, что старания России отказаться от использования евро и доллара дадут быстрый результат.
Таким образом, Европе и России необходимо сотрудничать, чтобы обеспечить энергетическую безопасность одной и доходы другой, – по крайней мере, до тех пор, пока не будут найдены новые поставщики или проложены новые маршруты. Эта взаимозависимость в конечном итоге может сблизить Россию и Европу, несмотря на всю политическую демагогию.