Отколовшиеся республики — новая норма для Украины

Украинский кризис продолжается примерно в той же форме, в какой он возник в начале 2014 года; на каждый примирительный дипломатический жест приходится два жеста, дающие почву для дальнейшего углубления конфликта.

ukraine-vote

Последней попыткой налаживания мирных отношений стало заключение газового соглашения между Москвой и Киевом, которое также является важным для обеспечения бесперебойного потока голубого топлива в Западную Европу ближайшей зимой. Согласно условиям этого соглашения, Украина должна провести два транша на общую сумму в 3,1 миллиарда долларов к концу этого года, покрыв тем самым часть своих огромных долгов перед Газпромом и предоплату за четыре миллиарда кубических метров газа — объём топлива, необходимый стране до следующего марта. Для того чтобы выполнить все эти условия, неплатежеспособное украинское правительство рассчитывает на солидную помощь со стороны Евросоюза и МВФ.

Однако, как это всегда бывает, за кулисами показного ослабления конфликта строятся «ястребиные планы». Москва открыто признаёт прошедшие недавно выборы в самопровозглашённых «народных республиках», в Донецком и Луганском регионах Украины. Выборы сепаратистских республик прошли после убедительной победы прозападных, реформаторских партий в украинском парламенте. Это можно считать предсказуемым результатом, учитывая, что в киевской Раде огромную часть пророссийски настроенного электората никто не представляет.

На военных фронтах режим прекращения огня существует только на словах. Семь украинских солдат были убиты в ходе боёв в прошедшие выходные, а в районе конфликта было замечено передвижение крупной колонны неизвестно чьей тяжёлой военной техники.

В настоящее время сложились все условия для продолжения существования отколовшихся «народных республик», эта ситуация схожа с той, что сложилась с Приднестровьем в Молдавии, с Южной Осетией и Абхазией в Грузии.

С одной стороны, нет абсолютно никаких признаков, что Москва собирается как-то менять свой курс под воздействием западных санкций. Экономический ущерб от санкций для российской экономики очевиден — рубль падает, инфляция растёт, ставка процента поднялась за прошлую неделю с 8% до 9,5%. Однако всё это процессы контролируемые, и общественное мнение  в России в целом по-прежнему находится на стороне президента Путина.

С другой стороны, кажется, нервы сдают именно у европейцев. С самого начала этого кризиса политическая воля для политического противостояния Москве была в Европе довольно вялой, а тот ущерб, который после введения санкций понесла европейская экономика, ещё больше охладил решимость ЕС продолжать конфликт. Эта нерешительность более чем явно проявилась в истории с поставкой России французских Мистралей. Поначалу правительство Франсуа Олланда казалось непреклонным в решении отменить поставку вертолётоносцев, а теперь это больше похоже на политический театр — то и дело поступают противоречивые сообщения о возможности выполнения контракта, при условии «успешного» соблюдения режима прекращения огня.

Для Запада условием, позволяющим сохранить лицо, является допущение дальнейшего существования отколовшихся народных республик на территории восточной Украины. Для России это очевидная победа в защите русскоговорящего населения и, что ещё важнее для президента Путина, возвращение России статуса великой державы, способной противостоять Западу. Для Евросоюза это возможность принять Украину в сферу своего влияния без разрастания прямого конфликта с могущественным соседом, и сохранив энергетическую безопасность.

Для Соединённых Штатов это поражение, создающее опасный прецедент — суверенное государство аннексирует территории силой, поддерживает отделившиеся республики, а затем возвращается «в русло нормальных рабочих отношений». Однако, кажется, у Вашингтона нет ни мягких, ни жёстких способов изменить эту ситуацию.

Но основными пострадавшими, разумеется, станут люди Украины, лишенные возможности устранить свои внутренние разногласия мирным путём из-за геополитических махинаций других стран.

Что касается Донецкой и Луганской «народных республик», то в ближайшем будущем они, вероятнее всего, никуда не исчезнут.

Автор: политический обозреватель Захарий Филлингем

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий