Изображая кинозлодеев, Голливуд часто прибегает к использованию национальных стереотипов. Но зачем ему понадобилось отталкивать значительную часть своей аудитории? Это выяснил корреспондент BBC News Том Брук.
От бывшего агента КГБ-садиста из «Мстителей» до русских злодеев в «Крепком орешке: Хороший день чтобы умереть», в последнее время на большом экране русских злодеев было более чем достаточно. Российские политики и кинематографисты уже открыто выразили своё недовольство по поводу того, что американская киноиндустрия продолжает изображать русских персонажей злодеями. [blockquote_note]Риск, на который киностудии идут, демонизируя целую национальность, отразился в возможности российского бойкота голливудских фильмов.[/blockquote_note]
В августе российское новостное агентство Интерфакс сообщило, что член комитета по культуре Совета Федерации Бату Хасиков заявил о необходимости [blockquote]ограничить доступ на большие экраны тех зарубежных картин, в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией.[/blockquote]
Традиция изображения русских в качестве злодеев имеет богатую историю. По словам профессора киноведения из Университета Лестера Джеймса Чепмена, [blockquote]даже до холодной войны Россия часто представлялась Западу геополитической угрозой. Но [эти стереотипы] связаны с определённым идеологическим уклоном времён холодной войны, когда возникают ассоциации не только с Россией, а с советским коммунизмом.[/blockquote]
[blockquote_fact]Удивительно, но падение Берлинской стены не положило конец изображению русских злодеями в кино. [/blockquote_fact]Возможно, некоторое время такие герои появлялись реже, однако русские по-прежнему остаются излюбленными злодеями киностудий.
[blockquote]Нельзя включить телевизор или пойти в кино, и не увидеть там отсылку к русским как к чему-то ужасному[/blockquote] — жалуется правнучка советского лидера Никиты Хрущёва Нина Хрущёва, которая проживает в США.
Кеннет Брана сыграл злобного русского миллиардера в фильме «Джек Райан: Теория хаоса» производства Paramount Pictures
Хрущёва, которая преподаёт в нью-йоркском университете New School, следит за тем, как американская индустрия развлечений изображает русских, и по её оценке распространённость русских злодеев действительно не уменьшилась со времён холодной войны. По мнению Хрущёвой, ситуация с изображением русских персонажей в кино никогда не смягчалась настолько, чтобы Россия [blockquote]могла почувствовать, что она не является постоянным врагом.[/blockquote]
[blockquote_note]Учёные видят причину распространения русских злодеев на экране в жёсткой позиции президента России Владимира Путина. [/blockquote_note]По мнению профессора Чепмена, [blockquote]особенно после того как Путин вновь заявил о себе, а также после установления намного более жёсткого режима, [особенно] с учётом нынешних проблем с Украиной, появилось ощущение, что Россия по-прежнему остаётся геополитической угрозой и враждебной державой – даже если сейчас она посткоммунистическая – и по-моему это и есть причина того, что мы видим данный тип злодеев.[/blockquote]
Возможно, сейчас наиболее предпочтительными злодеями являются русские, но в течение десятилетий многие расы и национальности переживали свою минуту славы в качестве кинозлодеев. После Второй мировой войны по понятным причинам в американских фильмах отрицательными героями были немцы, а также японцы. Другими национальностями, которых на протяжении многих десятилетий демонизировали с разной степенью интенсивности, являются арабы и мусульмане.
[blockquote_fact]Изображение злодеев Голливудом может повлечь за собой весьма определённые и ощутимые последствия. [/blockquote_fact]Как в случае с Россией, это может разозлить политиков – а также предоставить им пример для подражания. В своём блоге Нина Хрущёва заявляет, что созданные Голливудом образы злых русских оказали большое влияние на Владимира Путина: [blockquote]Он вошёл в этот злобный образ России или российских лидеров, представленный Голливудом. Он смотрел все эти фильмы и подумал: Ну, вы всё равно собираетесь показать меня злодеем, значит я могу пойти и пооткусывать другие части ещё каких-нибудь стран.[/blockquote]
Неизвестно, был ли Путин на самом деле вдохновлён созданными Голливудом плохими парнями, но действительность такова, что разговоры об ограничении количества голливудских фильмов на российских экранах становятся всё более серьёзными. Хрущёва считает, что против американской киноиндустрии могут ввести штрафы: [blockquote]Вполне возможно, что российский рынок будет закрыт для Голливуда.[/blockquote]
Учитывая, что Россия является седьмым по величине рынком кино в мире, зачем киностудиям рисковать, делая антагонистом одного из своих самых главных клиентов? Одно из возможных объяснений состоит в том, что недовольство России голливудскими фильмами может стать хорошей рекламой, что играет на руку студиям. По словам Чепмена, «они рады интересу и вниманию». Также профессор геополитики из Колледжа Ройал-Холлоуэй при Лондонском университете Клаус Доддс считает, что «Голливуд намного больше беспокоится о китайском рынке». На самом деле Голливуд почти одержим Китаем – но теперь, когда недовольство России может уменьшить кассовые сборы, есть вероятность, что ситуацию пересмотрят.
В поисках новых злодеев
[blockquote_note]У Голливуда осталось очень мало национальностей, которые можно открыто демонизировать, и теперь ему явно необходимо найти новых злодеев.[/blockquote_note]
Источником злобных персонажей может стать террористическая группировка Исламское государство, но такой вариант связан с некоторыми трудностями, поскольку группировка состоит из представителей многих национальностей с Ближнего Востока, Северной Америки, Британии и других стран. Профессор Доддс считает: [blockquote]В случае с ИГИЛ возникает то, что можно назвать проблемой репрезентации. Какой человек или люди будут олицетворять ИГИЛ, учитывая, что это очень многонациональная вещь в плане людей, состоящих в её рядах?[/blockquote]
Учитывая сложность современной геополитики можно предположить, что злодеев перестанут определять в первую очередь по национальности. Есть предположения, что в ближайшем будущем появится тенденция изображения плохих парней загрязняющими окружающую среду или отрицающими проблему изменения климата. На самом деле, враги окружающей среды уже выступали злодеями в самом кассовом фильме всех времён «Аватаре», вышедшем в прокат в 2009 году.
Сегодняшняя проблема в том, что никто из злодеев современных фильмов не идёт в сравнение со своими предшественниками. Во время холодной войны, а в особенности драматического периода Карибского кризиса, русские злодеи на больших экранах казались намного опаснее, потому что зрители знали, что советские и американские центры управления ракетных баз были готовы начать войну. К счастью эта непосредственная ядерная угроза ослабла, но в результате померк и образ кинозлодеев. [blockquote_fact]Теперь нам придётся довольствоваться врагами окружающей среды и общей террористической угрозой до тех пор, пока в порыве вдохновения Голливуд не создаст нового кинематографического суперзлодея. [/blockquote_fact]Или же, не дай Бог, реальная геополитика преподнесёт Америке достаточно сильного врага, способного создать угрозу неизбежного уничтожения, и олицетворяющий эту страну персонаж вдруг вызовет зловеще-актуальный резонанс.
Бред. Когда хотят показать, за антигероем стоит весьма могучая сила, то неизбежно его надо приписать к какому-либо государству. Если бы антигероя играл американский негр, но при этом считался агентом кгб, то это был бы разрыв шаблона. Путают причину и следствие.
Недавно слушал беседу с профессором МГИМО Катасоновым, так он определил западное противостояние с нами как противостояние цивилизаций. Безусловно англо-саксонская цивилизация в сравнении с русским да и исламским миром имеют разные ценностный базис и моральные нормы в религии, в светской жизни. Причем совсем не в пользу запада… исходя из этой угрозы защитная реакция — демонизация оппонента.
Tak , Hollywood — talmydnii na 100 %.
…. chelovek s poniatiami o Kino nikogda ne bydet smotret» hollywood.
..
Anglosaksonskoi civilizacii net davno , let 200.
Eto iydeo—amerik. Civilizacia.