Российские вооружённые силы глазами Совета по международным отношениям

Введение

В течение нескольких лет после развала Советского Союза российская армия была лишена внимания к себе и больше не отбрасывает тени мировой сверхдержавы. Тем не менее, российские вооружённые силы находятся в разгаре исторических масштабов реорганизации, имеющей немаловажные последствия для европейской политики и безопасности.

maxresdefault

Российские официальные лица утверждают, что реформы необходимы для приведения армии эпохи холодной войны к реалиям двадцать первого века, но многие западные аналитики опасаются, что данные реформы позволят Москве проводить более агрессивную внешнюю политику, зачастую полагающуюся на силу для принуждения своих более слабых соседей. Некоторые из них говорят, что российская интервенция 2008 года в Грузии и 2014 года на Украине – обе из которых являются бывшими советскими республиками, стремящимися к более тесным связям с Западом – демонстрируют, что президент Владимир Путин готов использовать военную силу для восстановления господства России в её ближнем зарубежье.

Каков российский военный потенциал в обычных вооружениях?

Как по численности войск, так и по вооружениям, российские неядерные силы затмевают собой аналогичные силы своих восточноевропейских и центральноазиатских соседей (см. таблицу 1), многие из которых являются слабыми постсоветскими республиками, поддерживающими тесные союзные отношения с Москвой. В рамках образованной в 1992 году Организации Договора о коллективной безопасности Россия имеет военно-договорные отношения с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Кроме того, Москва размещает в регионе существенные вооружённые силы: в Армении (3200), в самопровозглашённых регионах Грузии Абхазии и Южной Осетии (7000), в сепаратистском Приднестровском регионе Молдовы (1500), в Кыргызстане (500) и Таджикистане (5000).

CSTO_Chart
Таблица 1

В рамках военной реформы бо́льшая часть российских сухопутных войск должна стать профессиональной и реорганизована в соединения, состоящие из нескольких тысяч военнослужащих, предназначенные для ведения конфликтов низкой и средней интенсивности. Но в обозримом будущем останется много призывников с годичным сроком службы и ограниченной подготовкой (военная служба обязательна для российских мужчин в возрасте от 18 до 27 лет). Элитными силами кризисного реагирования являются 35-тысячные Военно-воздушные войска, командующий которыми подчиняется непосредственно Путину. В 2013 году с целью управления специальными операциями за пределами России было создано Командование сил специальных операций, которое тоже находится в резерве у Путина.

Москва намерена повторно милитаризовать свои арктические территории, и восстанавливает аэродромы и порты советского периода, что должно помочь защитить важные углеводородные ресурсы и судоходные пути. (Россия имеет крупнейший в мире ледокольный флот, потребность в котором регулярно возникает при навигации в этих водах). В конце 2013 года Путин отдал распоряжение о создании нового стратегического военного командования в российской Арктике.

Russia-Military-Alliance-Map
Рисунок 1: Оборонительный альянс России

Тем временем, перевооружение идёт медленно, и бо́льшая часть военной техники сохраняет возраст в десятки лет. Некогда грозный советский военно-морской флот, говорят эксперты, является сейчас простыми силами береговой обороны. Все крупные корабли флота, в том числе и его флагман и единственный авианосец, неатомный «Кузнецов», являются пережитками холодной войны. (Для сравнения, США имеют десять атомных авианосцев и ежегодно строят по нескольку новых боевых кораблей.) Российская воздушная мощь тоже будет ограничена, по крайней мере в краткосрочном отношении. Авиапроизводитель «Сухой» разрабатывает несколько новых моделей перспективных боевых самолётов, включая «невидимый» истребитель пятого поколения (Т-50), но в ряде случаев производство страдает застойностью, а бо́льшая часть современного парка ВВС берёт начало в восьмидесятых.

Наивысшим приоритетом своей программы перевооружения Россия сделала модернизацию войск противовоздушной и космической обороны, организовав в 2011 году объединённое командование воздушно-космической обороны. Костяк её системы образует С-400 – комплекс ПВО дальнего и среднего радиуса действия, который будет развёрнут возле Москвы и в стратегических точках по периметру Россию. Более совершенный С-500 находится на стадии разработки.

Каков ядерный потенциал России?

По мнению экспертов, огромный ядерный арсенал России остаётся равным американскому и является единственным остаточным признаком великой державы. У Москвы есть примерно 1500 стратегических боеголовок на развёрнутых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), подлодках и стратегических бомбардировщиках. Данные цифры соответствуют положениям так называемого нового договора START с Соединёнными Штатами, который вступил в силу в феврале 2011 года. Также считается, что у России есть около 2 тысяч нестратегических боевых зарядов (именуемых также тактическими или оперативными).

Россия делала упор на своих силах ядерного сдерживания, так как после развала СССР её обычные вооружения пребывали в запущении. Бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году усилили в Кремле опасения того, что возглавляемый США альянс может уменьшить свободу действий России в регионе. В 2000 году Москва, как было видно, снизила свой порог применения ядерного оружия, разрешив его использование в ответ на крупномасштабное нападение обычными вооружёнными силами. Для сравнения, советская доктрина оставляла за собой право на применение ЯО лишь в качестве ответной меры на ядерный удар.

Модернизируется значительная часть российских средств сдерживания: принимаются на вооружение новые типы стратегических ракетных подводных лодок, модернизируются некоторые стратегические бомбардировщики, есть также планы по замене в ближайшие лет десять всех МБР советской эпохи.

Каков военный бюджет России?

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) российский военный бюджет, составив на 2013 год почти 90 миллиардов долларов, увеличился за последнее десятилетие более чем в два раза (см. рис. 2), отставая лишь от китайского ($188 миллиардов) и американского ($640 миллиардов). (Данные учитывают финансирование вооружённых сил, внутренних войск, военно-космической деятельности, военной помощи иностранным государствам и военных НИОКР.)

Имевший в последнее десятилетие рост цен на энергоресурсы в мире положительно отразился на военных расходах, поскольку согласно Управлению информации в области энергетики Министерства энергетики США свыше половины доходов федерального бюджета России приходится на нефть и газ. В 2014 году Россия находится примерно на полпути к завершению десятилетней программы модернизации вооружений стоимостью 700 миллиардов долларов, основной упор в которой сделан на стратегическое ядерное оружие, истребительную авиацию, корабли и субмарины, ПВО, связь и разведку.

Однако, по словам аналитиков, при оценке программы необходимо учитывать расходы минувших лет. Во-первых, расходы на оборону резко упали в 1990-х гг. и остаются значительно ниже советского уровня. Во-вторых, в расчёте на одного солдата Россия по-прежнему тратит лишь часть того, что тратят США и многие их союзники. В-третьих, высокий уровень инфляции, а также всеохватывающая коррупция съедают значительную часть только что выделенных ресурсов. И, самое последнее: российские оборонные расходы тесно привязаны к мировым ценам на энергоресурсы, которые могут очень сильно колебаться. Многие аналитики связывают между собой обвал на две трети цен на нефть в середине восьмидесятых и падение СССР в 1991 году.

Military_Expenditure_Graph_

Рисунок 2: Военные расходы по странам

Что послужило толчком к реформам?

Пятидневный конфликт с Грузией в августе 2008 года вскрыл крупные недостатки в системе командования и управления, материальной части, вооружениях и разведке, и подтвердил тот факт, что основанная на массовой мобилизации российская армия, которую можно собрать из миллионов призывников для защиты родины, устарела.

 «Вполне можно утверждать, что грузинская война была для вооружённых сил России последней войной XX века – в том смысле, что большей частью она велась с использованием организации, тактики и техники, разработанных в прошлом веке», – писал в 2009 году военный эксперт по Евразии фонда «Джеймстаун» Роджер Макдермотт.

Через несколько недель после конфликта назначенный Путиным и наделённый широкими полномочиями реформатор, министр обороны Анатолий Сердюков, вновь предал военных продолжительной реорганизации, включавшей массовые сокращения личного состава (с 1,2 миллиона до 1 миллиона), перевооружение и преобразование в профессиональную силу, способную быстро реагировать на острые кризисы.

Эксперты, оценивавшие состояние реформ в конце 2013 года, говорят, что ей не хватает стратегической направленности, что она страдает от крупных просчётов при планировании, и предсказывают возникновение в предстоящие годы ряда проблем, связанных с личным составом, финансированием и материально-техническим обеспечением. В то же время они приходят к выводу, что реорганизация добилась огромных успехов. «Неоспоримой истиной является то, что после [военных] преобразований у России будут вооружённые силы, очень отличающиеся от тех, что в 2008 году вступили в боевые действия в Грузии, и они будут более эффективными, гибкими, способными к адаптации и настройке для достижения внешнеполитических задач России», – писали соавторы доклада Института стратегических исследований.

Что Россия считает угрозами своей безопасности?

Российские лидеры признают, что опасность полномасштабного наземного вторжения НАТО, дававшая в годы холодной войны самый главный повод для беспокойства, сейчас невелика, но раз за разом подвергает критике расширение блока на восток, в том числе и его планы по развёртыванию противоракетного щита по всей Европе. По словам разработавших технологию Соединённых Штатов, данная система предназначена всего лишь для защиты от атак стран — «изгоев» вроде Ирана, но Москва считает, что технология может быть модернизирована и способна нарушить стратегический ядерный баланс. Кроме того, Путин и его военное руководство часто выражали обеспокоенность разработкой соперниками высокоточного неядерного ударного оружия.

NATO_Map_FINAL

Рисунок 3: Расширение членства НАТО

Москва полагает, что так называемые цветные революции – серия народных восстаний в бывших советских сателлитах – были организованными попытками США и их союзников ослабить российское влияние в регионе. «Такое чувство, что в основе российской внешней политики лежит сочетание страхов перед народными протестами и оппозиции к американскому мировому господству, причём и то, и другое рассматривается как угроза режиму Путина», – пишет эксперт по российским вооружённым силам CAN, исследовательского института в Виргинии, Дмитрий Горенберг.

Но многие западные и российские аналитики отмечают, что обеспокоенность Москвы действиями НАТО часто преувеличивается и отвлекает внимание от более прозаических угроз, например, тех, что нависают над южными окраинами России, включая повстанческие движения в Северокавказском регионе, распространение оружия и потенциальное возрождение Талибана в Афганистане.

Каковы стратегические цели России в регионе?

Военная модернизация позволит безусловно самой большой стране в мире (и одной из самых редконаселённых) лучше защитить свою бескрайнюю территорию и национальные интересы. Но конфликты на Украине и в Грузии вызвали обеспокоенность российской агрессией, а именно, готовностью Путина использовать военную силу в одностороннем порядке для сохранения традиционной сферы влияния России.

Незадолго до аннексии Крыма в марте 2014 года Путин сказал, что будет защищать права русских за рубежом, а в апреле назвал крупную часть украинской территории Новороссией – понятием, которое было в ходу в имперской России. Согласно официальным лицам НАТО и Украины Москва обеспечила русское повстанческое движение на Восточной Украине подготовкой, личным составом и тяжёлыми вооружениями, включая танки и зенитно-ракетные комплексы. В ноябре Россия признала выборы повстанцев в самопровозглашённых Донецком и Луганском регионах, и этот шаг эхом вторил одностороннему признанию Россией сепаратистских правительств в Абхазии и Южной Осетии после её конфликта в 2008 году с Грузией.

Но российская напористость имеет свою цену. В марте «Большая семёрка» (G7) исключила Москву из своего элитного клуба, а высокопоставленные российские чиновники, банки и предприятия сталкиваются с множеством западных санкций, которые могут столкнуть экономику в рецессию. Пострадают и российские военные: Франция отложила передачу первого из десантных кораблей типа «Мистраль», а широкая военно-промышленная кооперация России с Украиной оказалась под угрозой.

По мнению экспертов в дальнейшем могут наступить последствия и на внутриполитической сцене. «[Путинский] бренд этнической геополитики, навевающий воспоминания о XIX веке и первой половине XXI века, является оружием обоюдоострым, – писал в августе 2014 года президент Брукингского института Строуб Тэлботт. – Оно может привести к сжатию российской территории, так как огромные части страны населены нерусскими этническими группами, которые вряд ли будут приветствовать или, в долгосрочной перспективе, терпеть русского шовиниста в Кремле».

Какова стратегия США и НАТО по отношению к России?

Лидеры альянса пересматривают оборону в Европе, особенно на востоке. После аннексии Крыма НАТО увеличила в четыре раза (до 16) количество военных самолётов, патрулирующих Прибалтику, которая стала свидетелем значительного всплеска провокаций с участием российских самолётов.  В НАТО также объявили о планах по созданию новых сил быстрого реагирования – Специальной передовой группы сил быстрого реагирования (VJTF) – численностью пять тысяч солдат. Официальные лица сообщают, что VJTF должна полностью заступить на дежурство в начале 2016 года и что она будет служить элитной подгруппой 13-тысячных Сил реагирования НАТО.

Некоторые аналитики советуют альянсу взять на вооружение стратегию сдерживания, не отличающуюся от той, которая была во время холодной войны: «Оставить любую надежду вернуться к обычному ведению дел, усилить оборону стран Балтии и Польши, разоблачать российскую коррупцию на Западе, ввести визовые санкции в отношении российской элиты, помогать Украине и перезагрузить Атлантический альянс», – пишет британский журналист и специалист по России Эдвард Лукас.

«Разделённая Украина занимает в сегодняшней стратегии сдерживания то же место, что вчера занимала разделённая Германия. Поэтому Украина должна стать получателем аналогичной финансовой, политической и военной помощи, – пишет в  Foreign Affairs Александр Мотыль. – Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва и Молдова – а также, возможно, Беларусь и Казахстан – должны фигурировать в качестве точек приложения необходимого противодействия в форме усиленной военной помощи».

Эксперт СМО в области военной и оборонительной стратегии Джанин Дэвидсон считает, что членам НАТО нужно готовиться к тому типу партизанской тактики, который Россия применила на Восточной Украине. «В НАТО должны изучать то, что произошло, на тот случай, когда эти хорошо вооружённые, не имеющие опознавательных знаков, напоминающие бойцов сил специальных операций и подозрительно дисциплинированные люди в масках объявятся в стране НАТО, например, Эстонии или Латвии (24 и 27 процентов этнических русских соответственно), и начнут ещё одно ползучее вторжение», – пишет она.

В то же время Горенберг из CNA говорит, что правительства прибалтийских стран должны опасаться российской подрывной деятельности. «Есть опасность того, что увлёкшись усилением военной обороны, страны Балтии и НАТО упустят из виду невоенные инструменты арсенала России, включая раскрутку и финансирование евроскептических политических движений, поощрение радикальных группировок к совершению актов насилия с целью создания обстановки хаоса, а также использование технологий информационной войны для усиления антиправительственных и антиевросоюзовских установок среди меньшинств», – сказал он СМО.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Российские вооружённые силы глазами Совета по международным отношениям”

Добавить комментарий