Чем могут обернуться ценовые маневры Саудовской Аравии на мировом рынке нефти

Американские автомобилисты, разумеется, в восторге от самого сильного снижения цен на бензин со времен большой рецессии 2008 года, однако нынешняя стратегия Саудовской Аравии, сохранение высоких темпов добычи и низких цен, имеющая целью наказать таким образом геополитических и экономических конкурентов, может привести к целому ряду непредвиденных и неприятных последствий.

saudi-arabia-oil

В то время как основное внимание привлечено к достигнутому Эр-Риядом успеху в обвале мировых цен на нефть (сегодня – около 45 долларов за баррель), который нанес существенный удар по основному ближневосточному противнику Ирану, и могущественной союзнице Тегерана, России, низкая цена на нефть сопровождается значительными убытками для многих стран-производителей нефти по всему миру, от Мексики до Нигерии, от Канады до Алжира, от Венесуэлы до стран бассейна Северного Моря.

Еще одна большая группа жертв снижения нефтяных цен включает производителей сланцевой нефти в США, а также разработчиков таких дорогостоящих альтернативных источников энергии как биологическое топливо, устройства для аккумулирования энергии солнца и ветра, и т.д. Все они претерпели сильный, хотя и не смертельный, ущерб из-за действий Саудовской Аравии – если предположить, что в этом году цены стабилизируются на более высоком уровне.

Предпринятые Саудовской Аравией меры могут стать смертным приговором Организации стран экспортеров нефти, состоящей из двенадцати государств, которая является основой международного влияния Эр-Рияда. Многие партнеры по ОПЕК крайне разгневаны эгоистическим поведением Саудовской Аравии, хотя некоторые суннитские страны Персидского залива разделяют ее геополитические цели, главным образом – сдерживание роста экономической мощи суннитского Ирана.

Однако, в этой демонстрации силы есть и определенная мера слабости, знак того, что королевство оправилось от серии прежних неудач и намерено напомнить миру о своей власти над нефтяными рынками. Без сомнения, снижая цены на нефть, Саудовская Аравия может нанести удар по своим противникам и экономическим конкурентам. Она создает для них условия классического монополистического гамбита. Если Саудовская Аравия сумеет достичь столь низкого уровня цен, что многие из соперников утратят свою конкурентоспособность, она надеется получить возможность заново сформировать рынки нефти по своему усмотрению.

В противном случае, и это является крайне неприятным для саудовцев, производство сланцевой нефти, снижающее зависимость Америки от импорта и повышающее ее энергоэффективность, а также производство энергии из альтернативных источников, угрожают исторически сложившемуся механизму контроля Саудовской Аравии над мировой экономикой. Нанеся свой удар, Саудовская Аравия, возможно, надеется выбросить некоторых своих конкурентов из бизнеса или, по крайней мере, сильно замедлить их развитие.

Как бы то ни было, существует временной предел эффективности этой стратегии Эр-Рияда. Помимо внутреннего финансового давления, вызванного необходимостью извлечения доходов из их единственного источника, существует также экономическая логика, согласно которой раньше или позже низкие цены на нефть приведут к росту деловой активности (вне энергетического сектора), который, в свою очередь, породит рост спроса на нефть.

Так, аналитики Ситибанка, например, повысили более чем вдвое свои прогнозы по спросу на 2015 и 2016 годы, хотя другие, например, эксперты финансового холдинга HSBC, высказываются несколько осторожнее. С повышением спроса, цены на нефть неизбежно возрастут, во всяком случае, на это надеются пострадавшие производители нефти.

Если же этого не случится, можно ожидать дестабилизации экономического положения таких союзников США как Нигерия, являющаяся крупнейшей экономикой Африки, которая в значительной степени зависит от экспорта нефти, а также Мексика, южный сосед США. Саудовская Аравия, таким образом, рискует появлением врагов среди друзей Вашингтона.

Разумеется, с большими проблемами сталкиваются сегодняшние противники Америки, такие как Россия и Иран и США надеются, что ущерб, нанесенный обвалом цен, заставит их быть более сговорчивыми, Россию – по украинскому вопросу, а Иран – по проблеме ядерной программы. Однако, это может оказаться нереальным, учитывая внутреннее политическое давление, связанное с указанными проблемами, нежелание России мириться с присоединением Украины к НАТО и сопротивление Ирана против полного лишения его права на производство ядерной энергии в мирных целях. Таким образом, любой геополитический план, основанный на обвале нефтяных цен, с большой вероятностью столкнется с противодействием России и Ирана, которые надеются на скорую стабилизацию нефтяного рынка на приемлемом уровне цен.

Президент Ирана Хассан Роухани недавно заявил: «Если Иран страдает от снижения цен на нефть, знайте, что другие производители нефти, такие как Саудовская Аравия и Кувейт, будут страдать еще больше, чем Иран». Его расчеты довольно просты. В то время как доходы от продажи нефти составляют около трети иранского бюджета, Саудовская Аравия и Кувейт зависят от нефти более чем на 90 процентов. Допустим, у них имеется гигантская финансовая подушка безопасности, однако нет никакого экономического смысла в истощении их капитальных резервов.

По мнению Андреса Кала, степень враждебности США в отношении России и Ирана также, возможно, преувеличена, поскольку администрация Обамы стремится к сотрудничеству с обеими странами в общих интересах, таких как борьба с исламским терроризмом, источником которого в значительной степени является суннитский фундаментализм, связанный с Саудовской Аравией и другими суннитскими нефтяными эмиратами.

Саудовская Аравия также рискует испортить отношения с некоторыми из своих традиционных союзников по ОПЕК, поскольку многие из них несут огромные убытки из-за обвала цен, например, Венесуэла, Ангола, Нигерия, Алжир, Ирак и Иран.

Кратковременная боль, причиненная соперникам,  вряд ли способна принести Саудовской Аравии долговременные преимущества. Дело в том, что корреляция цен с объемом поставок нефти растянута на месяцы и годы. Другими словами, производители нефти с высоким предельным уровнем издержек не снизят добычу при низких ценах, но они резко сократят свои инвестиции, которые в конце концов приведут к замедлению роста производства.

Предельный уровень издержек для производителей сланцевой нефти в США в среднем составляет около 70 долларов за баррель, что делает производство при 45 долларах за баррель нерентабельным, однако, он может составлять даже 40 долларов за баррель. Американские компании хорошо застрахованы от убытков на ближайшие месяцы, так что ущерб может оказаться преодолимым в зависимости от динамики цен в 2015 году. Тем не менее, совершенно очевидно, что падение цен оказывает негативное влияние на уровень инвестиций в США и снижает уровень предложения нефти из-за уменьшения объемов бурения. В этом нет ничего удивительного, поскольку большая часть инвестиций направлялась в производство сланцевой нефти, которое является более капиталоемким и имеет более короткий жизненный цикл, чем традиционная добыча нефти. Таким образом, совершенно логично, что эта новая отрасль резко снизит на некоторое время свою мощность, ожидая стабилизации цен.

Подобной возможностью не обладают другие производители. Так, предельные издержки производителей канадского нефтеносного песка составляют около 90 долларов за баррель, это без учета транспортных расходов, которые являются одними из самых высоких в отрасли. Сегодняшняя убыточность этого производства может оказать влияние и на политические дебаты с США по поводу трубопровода Keystone XL, который должен служить для транспортировки нефти от центральной Канады до Мексиканского Залива.

Биотопливная индустрия Европы также будет стремиться выжить при своем уровне предельных издержек в 100 долларов за баррель. Это касается и бразильских разработок глубоководных месторождений с предельным уровнем издержек около 80 долларов за баррель. Африканские страны, как с развивающейся, так и традиционной нефтедобывающей промышленностью, такие как Ангола, Алжир и Нигерия неминуемо столкнутся с той же проблемой.

Если исходить из пропорций, некоторые мощные производители нефти, имеющие значительную степень зависимости от ее экспорта, пострадают более серьезно. Среди них можно назвать Венесуэлу и Мексику. Их существующий уровень предельных издержек ниже, около 30 долларов за баррель, однако даже в этих условиях станет сложнее привлекать новые инвестиции для поддержания или наращивания добычи из старых скважин. То же можно сказать и относительно европейского производства нефти в бассейне Северного моря. Средний уровень предельных издержек здесь составляет около 50 долларов за баррель, но очевидное снижение их истощенных резервов сделает новые и более дорогостоящие инвестиционные потребности малопривлекательными.

Исходя из экономических соображений, нефтедобывающая промышленность Саудовской Аравии может выдержать устойчиво низкие цены гораздо легче, чем большинство конкурентов, учитывая краткосрочные выгоды. Большая часть нефтедобычи в Саудовской Аравии и странах Персидского залива имеет уровень предельных издержек от 10 до 20 долларов за баррель.

Некоторые производители нефти в США будут вытеснены с рынка низкими ценами, однако еще раньше это произойдет с многими предприятиями Канады, Латинской Америки, Африки и бассейна Северного моря, которые терпят еще большие убытки. Однако, трудно предсказать, как стабилизируются цены на нефть. Среди множества прогнозов лишь незначительное число допускают роста цен до 100 долларов за баррель в течение ближайших двух лет. Это удобно для Эр-Рияда, но также терпимо для многих его конкурентов, включая большинство производителей сланцевой нефти в США, хотя многие дорогостоящие проекты по всему миру будут, весьма вероятно, приостановлены.

Таким образом, Эр-Рияд вряд ли обретет много друзей в ближайшее время, к тому же он рискует практически разрушить единство ОПЕК. Что еще хуже для Саудовской Аравии, как в геополитическом так и в экономическом отношении, можно ожидать проявления многих непредвиденных факторов. Если Ирану удастся заключить соглашение по ядерной программе и освободиться от международных санкций, он сможет направить на рынок возрастающий поток нефти. Ирак, несомненно, сделает то же самое, хотя сроки появления такой возможности остаются неопределенными из-за проблем безопасности. Кроме того, Ливия, если ей удастся достичь политической стабилизации, раньше или позже сможет возобновить добычу и экспорт нефти на мировой рынок.

Это стало бы плохой новостью для производителей с более высокими издержками, однако, резкий рост предложения может также помешать достижению одной из главных целей ценового маневра Саудовской Аравии, а именно усиления ее позиций на мировом рынке. Учитывая это, Эр-Рияд может быть заинтересован в сохранении сотрудничества в рамках ОПЕК, чтобы в нужный момент ограничить объем предложения.

В конечном итоге, полагает эксперт, Саудовская Аравия может столкнуться с тем, чего она боится больше всего – утратой контроля над мировым рынком нефти.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий