15 января эксперты консалтинговой компании в сфере национальной безопасности «IBI Consultants» Дуглас Фара и Лиана Рейс опубликовали свой отчет для университета в Майами. По оценке авторов, Владимир Путин создает растущую стратегическую проблему для США в странах Латинской Америки. Они пришли к выводу, что никогда еще позиции России в регионе не были столь сильными. Москва формирует и восстанавливает тесные связи с несколькими странами, которые с особой осторожностью или открытой враждебностью относятся к американскому влиянию. Кремль подкрепляет свою политическую поддержку большим количеством поставляемых вооружений.
«Исходя из нынешней обстановки, мы считаем, что сегодня Россия обладает беспрецедентным влиянием в Южной Америке, даже по сравнению с периодом разгара холодной войны», пишут авторы отчета.
Журналист издания «Wired Magazine» Роберт Бекхузен считает, что прежде всего необходимо разобраться термином «пик холодной войны», который несмотря на распространенность остается не вполне отчетливым. Большинство историков сходятся во мнении, что «пиком» можно считать кубинский ракетный кризис, который у нас чаще называют «карибским».
Когда Советский Союз развернул 158 ядерных боеголовок на территории Кубы, вместе с несколькими тысячами солдат, десяткам боевых самолетов, вертолетов и как минимум шестью бомбардировщиками ИЛ-28. Это был момент, когда мир находился на грани глобального Армагеддона.
Один этот факт может служить «ушатом холодной воды» для утверждений о том, что сегодня Кремль создает сравнимую стратегическую угрозу для интересов США в странах Латинской Америки. Однако, пишет Бекхузен, даже если вообразить, что карибского кризиса никогда не было и задать тот же вопрос: является ли Россия источником большей угрозы, чем бывший СССР, ответом будет «нет».
Главным доказательством этого утверждения он считает тот факт, что влияние России носит избирательный характер. Так, Кремль сформировал тесные связи с Венесуэлой во время правления бывшего президента Уго Чавеса, причем эти отношения сохранились после его смерти в 2013 году. Нынешний президент Николас Мадуро недавно посетил Москву в надежде получить помощь в связи с внезапным резким падением цен на нефть, больно ударившим по экономике Венесуэлы.
Венесуэла – один из крупнейших покупателей российских вооружений. Вооруженные Силы Боливарианской Республики Венесуэла получили большинство своих автоматов АК-103 из России. Москва поставила Каракасу почти 200 танков Т-72 и более сотни бронетранспортеров БМП-3 в течение последних десяти лет. Венесуэла приобрела у России также продвинутую систему противовоздушной обороны, вертолеты и 24 истребителя Су-30.
Однако, считает Роберт Бекхузен, одно дело – купить оружие, и совсем другое – создать военную доктрину и обучить персонал необходимым навыкам для его использования. Венесуэла не очень-то нуждается в большей части закупленного оборудования и эти поставки, скорее всего, можно считать средством, позволяющим Москве получить контракты на добычу нефти.
Также сомнительным автору статьи представляется тот факт, что всё оружие, которое Россия экспортирует в Венесуэлу, является пригодным для использования.
Согласно сообщениям агентства United Press International (UPI), представители оппозиции обвиняли Кремль в поставках небоеспособного оружия, значительная часть которого неисправна и не готова к использованию. Даже если это правда, и российское оружие не получит широкого применения, это все же позволяет России расширить свое влияние в Венесуэле и остальной части Латинской Америки. Возможно, это не совсем так. Проблемой для Кремля является то, что другие страны региона отдаляются от Венесуэлы.
«Весьма немногие лидеры стран Латинской Америки проявляли более чем поверхностный интерес к копированию политической или экономической модели Чавеса, в то время как внешнеполитическое влияние Венесуэлы ограничивалось относительно небольшим числом стран, которые получали от нее нефть по специальным субсидированным ценам», написал в прошлом году профессор политологии университета Северной Каролины Грегори Уикс в своей статье для «Аль Джазира».
Тревожным знаком, по мнению Фара и Рейс, является растущее экономическое сотрудничество между Россией и Латинской Америкой в целом, в особенности это относится к Аргентине. Однако, в этом нет ничего нового, еще в 1989 году Буэнос-Айрес был крупнейшим торговым партнером Москвы на южноамериканском континенте.
Аргентина, несмотря на то, что страна управляется военными режимами большую часть своей истории, была одним из основных представителей движения неприсоединения и неоднократно пыталась уравновесить влияние США в западном полушарии. После окончания холодной войны, Буэнос-Айрес упрочил свои отношения с США, а вовсе не ослабил их. Кроме того, в то время как объем торговли США со странами региона несколько снизился в относительном исчислении, в абсолютном выражении он резко вырос, поскольку в это время наблюдался бум торговли Латинской Америки с другими странами мира.
Роберт Бекхузен считает наибольшей ошибкой предположение о том, что между Латинской Америкой и ее гигантским северным соседом существуют отношения соперничества. США являются первой или второй крупнейшей экономикой мира в зависимости от метода расчетов. Многие американцы связаны культурными, деловыми и родственными отношениями с остальными странами западного полушария. Разумеется, географическое положение следует принимать в расчет. В то же время Латинская Америка становится менее зависимой от США, поскольку регион стремится к самостоятельности. И это вовсе не означает, что Москва получает относительные преимущества, которые теряет при этом Вашингтон.
Дело просто в том, что Россия в 21 столетии, как и Советский Союз в 20-м, расположена слишком далеко и Латинская Америка находится так низко в списке ее приоритетов, что речь не может идти о какой-либо стратегической угрозе. Бекхузен заканчивает свой анализ оптимистически: «Не стоит паниковать».