На прошлой неделе Китай и Россия объявили о своих намерениях провести совместные мероприятия, посвящённые 70-летней годовщине окончания Второй мировой войны. Такое сближение на современной политической сцене стало возможно только вследствие общей антипатии по отношению к Западу.
Обе страны хотят освежить память о войне и, по возможности, оставить только приятный привкус от тех страниц общей истории, в которых на самом деле было всякое. Между тем китайцам и русским действительно есть что вспомнить вместе.
Обе страны к 1945 году пострадали так, что даже оккупированной Западной Европе (не говоря уже о далёкой Америке) не снилось.
Число погибших в этой войне (военных и гражданских) американцев и британцев составила порядка 400 тысяч на каждую страну. Франция потеряла около 600 тысяч своих граждан. Число погибших в Китае и Советском Союзе выражаются не шестизначным числом, а восьмизначным. По разным оценкам это от 10 до 20 миллионов китайцев и от 20 до 30 миллионов советских людей.
То обстоятельство, что разница в оценках погибших граждан Китая и СССР составляет 10 миллионов, многое говорит о природе этой войны: тела погребали не считая и без должных почестей. Можно понять, что по окончании войны обе страны старались смягчить для себя боль потерь, пытаясь получить как можно больше от установившегося мира. Советские войска создали прецедент, заявив свои права победителей на множество наград: от Праги до Пхеньяна. Китаю пришлось довольствоваться меньшим, к тому же британцы восстановили контроль над Гонконгом.
Запад долгое время пытался преуменьшать роли, которые Китай и СССР сыграли во Второй мировой войне. Поколения американцев подрастали в уверенности, что войну в Азии выиграли «Летающие тигры» (подразделение американских ВВС, воевавшее на стороне Китайской республики в 1941—1942 годах; прим. mixednews). Между тем с 1937 по 1942 год СССР был единственной страной, обеспечивавшей Китай материальной помощью. Ещё до победы националистов ярый антикоммунист Чан Кайши отправился в Москву просить поддержки для создания собственных вооружённых сил, способных противостоять японцам (Сталин боялся, что Китай окажется в руках японцев больше, чем опасался националистов).
Несколькими годами ранее Китайская республика пыталась получить военную помощь не только от США, но даже от нацистов — пока Япония не вынудила Германию вывести своих военных советников.
В конце холодной войны многие архивы бывших советских республик были раскрыты. Китай, между тем, раскрывает доступ к военным документам гораздо менее охотно. Однако китайские историки неторопливо пересматривают запутанную, порой нелицеприятную историю своей страны, включая тот вклад, который внесли в неё националисты.
СССР и Япония на протяжении значительной части истории не находились в военном противостоянии: советская Россия была тверда в своём старании избегать войны. Подписание пакта о нейтралитете с Японией и бессмысленный договор о ненападении между Германией свидетельствовали о том, что Советский Союз не хочет воевать. Китайцам пришлось ждать до августа 1945 года, чтобы Советы объявили войну Японии.
К концу войны отношения между Китаем и СССР были далеки от дружеских. На Ялтинской конференции 1945 года Сталин попросил «благословения» Рузвельта на независимость Монголии в обмен на гарантии, что СССР не будет поддерживать коммунистическую партию Китая в гражданском конфликте страны. Москва сомневалась в способности коммунистов выиграть гражданскую войну.
То, что коммунисты всё же победили и до сих пор удерживают власть в стране, подстегнуло желание Владимира Путина сделать ставку на сближение с Китаем. В то время наградой для тех же коммунистов, которые воевали бок о бок с американцами и британцами в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало инициированное Западом «отлучение» от внешнего мира.
Так начались отношения двух стран: Китай и Россию подтолкнуло друг к другу нечто большее, чем идеология: общий враг. Запад, давний враг Советов, объявил себя врагом Народной республики Китай прежде, чем новоявленное коммунистическое государство успело сделать первый вдох.
Этот 70-летний юбилей совпадает с вытаскиванием на свет огромного количества грязи, связанного с той войной. С российской стороны это нацистско-советское разделение Польши, катынский расстрел, обвинения со стороны прибалтийских стран. В то время как Китай страдал от вторжения со стороны стран Оси целое десятилетие, Россия всеми средствами пыталась избежать этой войны, включая оказание помощи Японии — ключевому союзнику Германии.
Однако история часто судит по результатам. Сегодня Пекин и Москва хотят продвигать свою собственную историческую версию Второй мировой войны, отличную от западной. В конце концов, семьдесят лет назад две крупнейшие азиатские страны оказались в лагере победителей.
Автор: Пол Леттерс — политический обозреватель и писатель
«семьдесят лет назад две крупнейшие азиатские страны оказались в лагере победителей»
Пора бы им из лагерей уже выбираться, перед цивилизованными народами неудобно …