Подобно тому, как банк БРИКС появился в качестве ответа на финансовые интриги, организованные западными банками, военный блок БРИКС возникнет только в том случае, если это будет продиктовано реальной угрозой. В настоящее время для пяти стран БРИКС нет никакой острой необходимости в общем командовании их вооруженными силами.
Если говорить о России, ее военная мощь, возможно, является сегодня лишь тенью гигантской военной машины бывшего СССР, однако даже эта малая часть советского наследия представляет собой весьма значительную угрозу. Демонстрация силы в Сирии, Крыму и на Украине свидетельствует о том, что Россия способна противостоять объединенным силам НАТО без чрезмерных усилий. Точно так же Китай и Индия вполне в состоянии защитить свои территории и национальные интересы. Обе страны обладают ядерным оружием и мощным военно-морским флотом, способным дать отпор американской «силовой дипломатии» на море.
Таким образом, хотя БРИКС имеет, по словам российского президента Владимира Путина, «комплекс общих стратегических интересов», объединенное военное командование, если такое и произойдет когда-нибудь – дело отдаленного будущего.
Военные альянсы создаются в связи с ростом внешней угрозы. Например, НАТО было основано в 1949 году, однако лишь после войны в Корее 1950-1953 гг. (во время которой США и их союзники вступили в прямой военный конфликт с советскими и китайскими вооруженными силами) была сформирована объединенная военная структура блока.
В настоящее время единственной страной БРИКС, испытывающей на себе прямое давление США, является Россия. 26 декабря 2014 года президент Путин подписал новую военную доктрину для российских вооруженных сил. Она была введена в качестве ответа на целенаправленное окружение России силами НАТО и экономическую войну, развязанную против страны Западом. В качестве мер противодействия документ предусматривает ускоренную модернизацию российской армии, усиление милитаризации общества и развитие военного сотрудничества с другими странами БРИКС, а также странами Латинской Америки.
Китай также стал объектом окружения. Вашингтон наращивает военно-морскую активность в Тихом океане и направляет свои силы в Австралию, что является ясным сигналом для Пекина. В то же время, стратегические интересы Китая, в отличие от России, не подвергаются прямой угрозе.
Индия испытывает воздействие иного рода. В 2014 году разведслужба страны направила рапорт премьер-министру Нарендре Моди, в котором указывается на несколько неправительственных организаций, финансируемых из иностранных источников, которые «негативно влияют на экономическое развитие страны».
На 21 странице этого рапорта написано, что «значительное число индийских НПО, финансируемых за счет средств доноров из США, Великобритании, Нидерландов и скандинавских стран, используют гуманитарные проблемы для создания атмосферы, способствующей торможению развития страны». По мнению авторов, Запад стремится замедлить рост индийской экономики и таким образом предотвратить возникновение еще одной крупной державы.
В документе также говорится: «Иностранные спонсоры поощряют деятельность НПО по сбору информации с мест, которая используется для создания негативного образа Индии и служит инструментом внешнеполитической стратегии Запада»
Еще одна скрытая война ведется в информационной сфере. Как Бразилия, так и Индия являются объектами интенсивной разведывательной деятельности Агентства национальной безопасности США. Как стало известно из компромата Эдварда Сноудена, телефонные переговоры бразильского премьер-министра прослушивались и записывались. Подобные методы электронной слежки применятся с целью экономического и политического шпионажа, который непосредственно граничит с открытыми военными действиями.
Южная Африка также подвергается давлению. В последнее время в англоязычном мире распространяются слухи о том, что южноафриканская экономика находится в упадке и ее состояние гораздо хуже, чем в эпоху апартеида. По этой логике Вьетнам должен был бы добровольно вернуться под колониальное правление Франции и Америки. Основная идея этой кампании состоит в том, чтобы изобразить чернокожих африканцев неспособными управлять страной самостоятельно.
Можно с уверенностью сказать, что подобные угрозы не приведут к созданию военного альянса БРИКС. Только в том случае, если каждая из стран этой группы будет убеждена, что целью западного вмешательства является разрушение ее экономического и социального устройства, возникнут предпосылки для создания формального военного альянса.
Однако, способны ли объединенные вооруженные силы БРИКС справиться с закаленными в боях войсками НАТО. Если исходить из цифр, НАТО обладает количественным превосходством, поскольку пяти странам БРИКС противостоят двадцать восемь стран НАТО. Однако, это преимущество является иллюзорным. США – единственная крупная страна НАТО, обладающая значительным населением, в то время как все страны БРИКС, за исключением ЮАР – континентальные и субконтинентальные державы. Большая часть стран НАТО – всего лишь точки на карте.
В сущности, НАТО представляет собой крайне неоднородный альянс. Например, США, Франция, Великобритания, Германия и Турция играют роль источников помощи в сфере безопасности, в то время как, например, Латвия, Литва, Хорватия, Польша, Венгрия и Болгария сами постоянно нуждаются в помощи.
Вторая группа – тяжкое бремя для альянса. В то время как военный бюджет Америки достигает 582 миллиарда долларов, Эстония тратит на эти нужды лишь 250 миллионов, что, вероятно, меньше расходов Пентагона на антидепрессанты для военнослужащих США. Даже Польша, постоянно обращающаяся за военной помощью США, тратит только 10 миллиардов долларов собственных средств на нужды обороны.
Верный союзник Америки, Великобритания, существенно сокращает военные расходы, оставляя их львиную долю для США. Таким образом, многие страны НАТО занимают эгоистическую позицию. Весьма вероятно, что в случае войны эти страны будут первыми, кто попросту спрячется.
Еще один ключевой аспект, обеспечивающий преимущество странам БРИКС – население. Демография имеет судьбоносное значение, а группа БРИКС с ее тремя миллиардами населения более чем в три раза превосходит НАТО, суммарное население которого составляет лишь 900 тысяч человек. Кроме того, хорошо известно, что в западных странах наблюдается значительный демографический спад, а это является весьма опасной тенденцией для НАТО.
Западный альянс в настоящее время обладает вооруженными силами общей численностью в 3,5 миллиона человек, однако, в ближайшем будущем его ожидает резкая нехватка военных летчиков, солдат, инженеров, ученых, сотрудников атомных станций и другого персонала. В странах БРИКС 4,7 миллиона мужчин и женщин находятся на действительной военной службе, не считая 8 миллионов резервистов. Кроме того, население Индии и Китая демонстрирует стабильную тенденцию роста, которая продолжится в ближайшие десятилетия.
На сегодняшний день НАТО обладает 5329 ядерными боеголовками против 4840 у стран БРИКС. Однако, эти цифры также не дают точного представления о балансе сил. Российские стратегические вооружения на несколько порядков мощнее, чем арсенал США. Межконтинентальные баллистические ракеты России, установленные в шахтных пусковых установках (ШПУ) повышенной защищённости, представляют собой решающий фактор. Эта сокрушительная сила не только находится в укрытиях, способных выдержать первый ядерный удар, но и может легко преодолеть существующие системы противоракетной обороны. США не имеют никакой защиты против российских МБР.
Новейшие российские атомные подводные лодки обладают таким низким уровнем шума, что получили название «черных дыр», а одна из них в течение месяца беспрепятственно патрулировала прибрежные воды США, в то время как американские военно-морские силы об этом даже не подозревали. Подобные сверх-бесшумные субмарины способны нанести удар по целям в США без особого риска. Однако, они могут и не потребоваться. Одни российские стратегические бомбардировщики, общее количество которых составляет 195 машин, способны за несколько часов уничтожить все живое на континентальной территории США.
При сравнении китайский арсенал в 300 ядерных боеголовок может показаться незначительным. Однако, Пекин обладает МБР с самой большой в мире дальностью, которые способны поражать цели на расстоянии 14 тысяч километров. Эти ракеты были разработаны, чтобы обрушить дождь боеголовок на американские города.
В условиях потенциальной возможности концентрации такой сокрушительной военной силы под единым командованием БРИКС, Запад несомненно использует свою проверенную временем политику «разделяй и властвуй». Например, США могут оказать давление на Бразилию, чтобы не допустить ее вхождение в военный блок, противостоящий интересам США. Около 25 процентов бразильцев являются прихожанами Евангелической церкви, основанной и контролируемой американскими покровителями. Их можно будет убедить оказать влияние на внешнюю политику Бразилии.
США могут попробовать вырвать из этого возможного альянса и Индию, используя лоббистские возможности индийских эмигрантов, живущих в США. Вашингтон также может попросить Великобританию воспользоваться старыми колониальными связами, чтобы подтолкнуть Нью-Дели вступить в возглавляемый Америкой блок. Хотя британцев в Индии повсеместно недолюбливают из-за печального опыта их колониального правления, некоторые представители индийской элиты могут быть скомпрометированы в связи с обучением их детей в Гарварде или Оксфорде. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов прямой подкуп политического и военного руководства.
После учреждения Банка БРИКС, Запад может осознать истинное положение вещей. А оно не дает особого повода для оптимизма. Таким образом, он будет делать все возможное, чтобы предотвратить перерастание БРИКС в военный альянс. Ведь если пять стран объединят свои вооруженные силы, для Запада это будет означать непредсказуемые последствия.