Германия и Россия возвращаются к привычным бизнес-отношениям

Закончилась ли холодная война между Россией и Западом, вызванная украинским кризисом? Для США определённо нет. Но Германия, а с ней и большая часть ЕС, возвращается к привычным деловым отношениям. Хотя 22 июня ЕС проголосовал за продление санкций против России, в других сферах отношения между Берлином и Москвой улучшаются.

Подпись к изображению: Ангела Меркель и Владимир Путин на церемонии возложения венков в Москве, 10 мая

20150510-635668657833204432w

Самым серьёзным признаком этого является газопровод Nord Stream между Россией и Германией. Эта история важна сама по себе – Москва и Берлин объединили усилия в работе над проектом, позволяющим России по желанию перекрывать поставки газа любой стране Центральной или Восточной Европы, не затрагивая при этом свои прибыльные контракты с западноевропейскими клиентами.

Надо понимать, что это гораздо больше, чем обычная деловая сделка. Действия подобного масштаба обсуждались с правительством Германии и почти наверняка были одобрены им. На самом деле, европейские правительства, возможно, даже предприняли некоторые серьёзные закулисные манёвры, чтобы соглашение состоялось.

Важную роль в этой сделке играет австрийский энергетический концерн OMV, который когда-то был ключевым игроком в одном из трубопроводов, разрабатываемом в обход России. Однако 3 июня было объявлено, что с 1 июля новым генеральным директором назначается Райнер Зеле, известный своими пророссийскими устремлениями. Он является президентом германо-российской торгово-промышленной палаты и обладает «хорошими и тесными контактами с Россией и “Газпромом”», как сообщает австрийская газета Die Presse. В тот самый день, когда было объявлено о его назначении, Зеле как раз посещал головной офис «Газпрома». Трубопровод Nord Stream является лишь одним из нескольких важных соглашений с Россией, которые рассматривает Зеле.

Австрийское государство владеет почти третью OMV. Для него не составляет особой трудности собраться с некоторыми другими акционерами и поставить нового генерального директора. Судя по всему, австрийское правительство просто подтолкнуло свою важнейшую нефтяную компанию в новом пророссийском направлении. Так что новый газопровод – это явный признак того, что несколько европейских правительств открыты для бизнеса с Россией.

Ещё одним признаком улучшения отношений стало серьёзное участие европейцев в Петербургском экономическом форуме, проходившем с 18 по 20 июня. Объявленное российской версией швейцарского форума в Давосе, это мероприятие, как правило, привлекает крупных игроков со всего мира, особенно в энергетической отрасли. В прошлом году Запад отговаривал своих бизнесменов от участия. США придерживаются подобной линии и в этом году – присутствовало всего 12 руководителей американских компаний, и даже это количество было признано большим.

Европа поступила иначе. «Список участников, включающий в себя представителей нефтяных гигантов BP, Royal Dutch Shell и Total, говорит о том, что европейские компании всё сильнее стремятся вернуться к привычному ведению дел», – отмечает германский канал Deutche Welle. Это также показывает, что в отличие от Вашингтона, европейские правительства не принуждали предпринимателей бойкотировать саммит.

Наконец, отношение России к греческому кризису также говорит о довольно хороших закулисных отношениях с Германией. 30 июня Москва отстранилась от этой ситуации. «Это проблема Греции», – подчеркнул Дмитрий Песков. – «Это вопрос отношений Греции с кредиторами, а не наш».

На сегодняшний день у России нет лишних денег, и ей было бы сложно воспользоваться кризисом евро, чтобы купить союзника в лице Греции. А вот серьёзно усложнить греческие переговоры Россия могла бы, просто сохраняя этот вопрос на повестке дня, даже без намерения идти до конца. Публично устранившись, Россия укрепила позиции Германии на переговорах.

С чего бы России быть столь покладистой, учитывая, что после продления европейских санкций прошли считанные недели? Возможно, трубопровод играет здесь серьёзную роль. Это большая победа для России, которая может с уверенностью предположить, что европейские санкции – временная мера на год-два.

Более долгосрочную угрозу представляет европейский «третий энергопакет». Это законодательство направлено на снижение зависимости ЕС от российских нефти и газа, а также на предотвращение овладения Россией энергетической инфраструктурой Европы. Но трубопровод не противоречит техническим деталям третьего энергопакета, который охватывает инфраструктуру на сухопутной территории Европы. Nord Stream же целиком идёт по дну моря.

Некоторые более бедные европейские страны и без того ропщут по поводу энергопакета. Они переживают финансовые трудности, а Россия стремится купить их энергетические активы или щедро оплатить постройку новых трубопроводов на их территории. Надо полагать, эти государства будут ещё менее расположены слушать лекции Европы после того, как Германия заключила аналогичную сделку с Россией. Если соглашение будет выполнено, оно нанесёт серьёзный удар по стремлению Европы к энергетической независимости.

В одном из исследований европейского аналитического центра Брейгеля отмечается, что «проект, таким образом, нацелен на создание политических расколов внутри ЕС, в тот момент, когда ЕС ужесточает свою позицию в отношении России в связи с украинским кризисом».

«Следовательно, этот вальс трубопроводов представляет собой новую главу в долгосрочной стратегии России “разделяй и властвуй” в отношении энергетического рынка ЕС», – подытоживают эксперты.

Но если Германия снова сотрудничает с Россией, почему же она позволяет санкции? Дело в том, что Берлин стремится к сложно достижимому компромиссу. С одной стороны, работа с Россией сулит много выгод. Но если зайти в этом направлении слишком далеко, можно утратить доверие таких государств Центральной и Восточной Европы, как Польша или страны Прибалтики, которые рассчитывают на защиту Германии. Так что не стоит ожидать прилюдных объятий Ангелы Меркель и Владимира Путина перед камерами мировых СМИ. Напротив, вероятны тихие лишенные шумихи сделки.

Именно этот путь ещё в мае порекомендовал Германский институт международной политики и безопасности (аналитический центр, который консультирует парламент и правительство страны). В частности, отмечалось, что работа в «стратегическом взаимодействии» с Россией будет «неприемлема для многих государств Восточной и Северной Европы, критически относящихся к России и традиционно имеющих проатлантические воззрения».

Противостояние же с Россией принесёт «высокие издержки» Европе, которая в таком случае должна быть готова «удерживать позиции даже в условиях масштабных потрясений и действовать с решительным единогласием». Кроме того, при таком сценарии будут «минимизированы возможности для сотрудничества».

В итоге, была рекомендована политика «противостояния при сотрудничестве». Эта стратегия направлена на «отделение определённых областей, в первую очередь энергетики и глобальной безопасности, от конфликта интересов по поводу “общих соседей”». Другими словами, Германия должна работать с Россией в области энергетики и безопасности, оставив в стороне украинский конфликт. Итак, ЕС следует работать над «восстановлением хороших отношений».

Именно этот курс Германия в настоящее время и принимает.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Германия и Россия возвращаются к привычным бизнес-отношениям

Добавить комментарий