Новый американский ударный истребитель F-35 уступает в ближнем бою старому двухместному F-16D, о чём сообщил летчик-испытатель в своём разгромном докладе.
Не стоит беспокоиться по этому поводу, сказали представители компании Lockheed Martin, разрабатывающей истребитель пятого поколения. «Технологически F-35 предназначен для поражения и уничтожения своего противника на большом расстоянии», заявила первого июля в своём пресс-релизе компания Lockheed.
Действительно ли F -35 может поразить своего противника на большом расстоянии? Есть основания полагать, что не может. У истребителя недостаточно оборудования, вооружения и мощности, позволяющие военному самолету обнаруживать и сбивать вражеские воздушные объекты в бою. Особенно когда они стреляют в спину.
В общем, F-35 не так уж и хорош в ближнем бою. И, вероятно, также не очень хорош в воздушном бою на больших расстояниях.
В любом воздушном сражении пилот, который первым обнаруживает своего врага и сразу открывает по нему огонь, в девяти случаях из десяти остаётся победителем.
Для этих целей F -35 оснащён высокотехнологичным радаром, камерами высокого качества и другим передовым оборудованием, предназначенным для обнаружения противников. Но прежде всего, компания Локхид оптимизировала это оборудование для обнаружения наземных целей на сравнительно малых дистанциях.
F-35 может видеть масштабно. Но он не может видеть то же самое в воздухе. По крайней мере, по сравнению с современными истребителями китайского и российского производства — военными самолетами, с которыми F-35, вероятно, встретится в возможных будущих сражениях.
Подпись к изображению: F-35A в ходе испытания вооружений.
Сравнение оборудования
Во-первых, мы должны сравнить оборудование F-35 с оснащением его соперников. Новейшие российские радары, установленные на новые Су-35, по крайней мере, соответствуют радарам APG-81, согласно данным, собранным Карло Коппом из военно-воздушных сил Австралии.
Хотя некоторые подробности остаются в тайне, Копп говорит, что APG -81 может обнаружить самолет с радиолокационным сечением, составляющим три квадратных метра, а МиГ-29 — более 160 километров. Российский создатель радара «Ирбис-Э», установленного на Су-35, Тихомиров утверждает, что истребитель может определить цель аналогичного размера с вдвое большего расстояния.
Но, скорее всего, диапазон радара не имеет значения. В воздушном бою между малозаметными истребителями, когда каждый самолёт пытается оставаться необнаруженным максимально возможное время, вполне вероятно, что пилоты вообще не будут активировать свои радары, поскольку большинство самолётов способны улавливать радиоволны и определять их происхождение.
Вместо этого, современные самолеты в высокотехнологичной войне, возможно, чтобы оставаться незамеченными, будут использовать тепловизоры для обнаружения друг друга в воздухе. Такие истребители, как американский F -35, российские Су-35 и Т-50, а также китайский J-20 — все они оснащены инфракрасными датчиками, определяющими источники тепла.
Но эти самолеты не излучают одинаковое количество тепла, позволяющее их обнаружить. У F-35 огромный и очень сильно нагревающийся двигатель.
Правда, компания Lockheed Martin разработала для истребителя специальные топливные баки, поглощающие излишнюю тепловую энергию, вырабатываемую самолетом. Но у F -35 круглое сопло двигателя. У таких малозаметных американских военных самолетов, как бомбардировщик B-2 и истребитель F-22, предусмотрены плоские сопла двигателей, рассеивающие шлейфы выхлопных газов, что позволяет снизить предательское инфракрасное излучение.
Даже с выключенным радаром F-35 не сможет скрыться от вражеских самолетов, которым помогают с земли. Рассмотрим все те длинноволновые, низко-диапазонные радары, что Россия, Китай и Иран размещают рядом с потенциальными горячими точками Европы, Восточной Азии и Ближнего Востока.
«Невозможно оставаться незамеченным для длинноволновых радаров», говорит Пьер Спрей, опытный инженер, работавший над F -16 и штурмовиком А-10.
Эти огромные комплексы могут обнаруживать крошечные объекты на больших расстояниях. Тегеран утверждает, что его радар «Гадир» может обнаруживать летающие объекты на расстоянии более 480 километров. Российский поставщик вооружения «Рособоронэкспорт» утверждает, что радиолокационная станция «Резонанс-НЭ» способна обнаруживать малозаметные самолёты на расстоянии до 1200 километров.
Используя эти радары, наземные службы могут передавать военным самолетам данные о местоположении F -35, даже если пилотам не удаётся обнаружить истребитель при помощи своих радаров или тепловизоров. «Вы не сможете оставаться незамеченными», говорит Спрей, обращаясь ко всем лётчикам F-35.
Подпись к изображению: Инертная ракета подаётся из внутреннего отсека во время испытаний на земле.
Ракетный поединок
Пилоты американских истребителей не должны ожидать, что у них автоматически появится преимущество перед своими врагами. Каждый раз, обнаруживая себя и открывая огонь на большом расстоянии, F-35 сталкивается с ещё большими проблемами.
Такие ракеты дальнего действия, как американские AIM-120, российские Р-77 и китайские PL-12, не уступают друг другу по своим техническим характеристикам. Дальность действия каждой из них составляет около ста километров. Но скорость F-35 меньше российских или китайских соперников, что делает его менее эффективным ракетным стрелком.
Истребитель, летящий на огромной скорости, может придать дополнительную энергию любым снарядам, которыми ведёт огонь. Это означает, что дальность ракет такого сверхзвукового истребителя, как Су-35 больше его конкурентов.
Что ещё более важно, некоторые виды ракет Р-77 могут наводиться на цель радарами или направляться на тепловые излучения. Пилот может также использовать радар своего самолета для отслеживания снаряда, приближающегося к цели, через пассивный детектор, установленный на ракете.
Американские ракеты AIM-120 управляются только бортовым радаром наведения. Это дает российским и китайским пилотам больше возможностей поражать их противников.
У F -35 не так много места для различных видов ракет. В стелс-режиме, когда его снаряды размещаются во внутреннем отсеке, он может нести только четыре AIM-120s. И то, если он не загружен GPS-управляемыми бомбами.
Китайский J-20 способен разместить четыре ракеты в главном оружейном отсеке и ещё две в небольших отсеках по бокам фюзеляжа. Более того, обычный Су-35 может нести десять ракет под крыльями и фюзеляжем.
Истребителю необходимо разместить на борту как можно больше ракет. AIM-120, Р-77 или PL-12 не могут уничтожить абсолютно все цели. Ракета может дать сбой или промахнуться.
«Ваши шансы на успех повышаются с несколькими точными выстрелами ракет», говорит аналитик Томас Кристи, работавший с легендарным полковником ВВС Джоном Бойдом над «маневренностью по запасу энергии» в условиях воздушного боя. В прошлом лётчики-истребители обучались стрелять двумя ракетами одновременно, как объясняет Кристи.
Используя этот метод, пилот американского истребителя может управлять только одной или двумя ракетами. Между тем, российские или китайские самолеты с легкостью справятся с управлением вдвое большим количеством ракет или же смогут поразить три или несколько ракет одновременно.
Теперь Пентагону должны быть хорошо известны недостатки их истребителя. Проблема ограниченного вооружения F-35 была выявлена еще в 2008 году.
В тихоокеанском учебном сражении, организованным Калифорнийским НИИ RAND по заказу ВВС, F-22 и F-35С потерпели поражение над Тайваньским проливом.
Два десятка китайских истребителей J-11 доставили около 250 ракет большой дальности для испытательного боя. Такое же количество F-35 доставили меньше ста AIM-120s. Пекинские самолёты легко превзошли американские. Причём J-11 не самые лучшие китайские истребители.
У истребителя F-35 не достаточно оборудования, его технология стелс уязвима, ему не хватает мощности и вооружения для завоевания превосходства в бою на больших расстояниях. Также ему надо держаться подальше от сражений в условиях малой дальности. Американскому новому стелс-истребителю, вероятно, следует избегать воздушных поединков на любом расстоянии.