Саудовско-российский «альянс» – всего лишь тактический ход Эр-Рияда

Во время визита наследного принца между Саудовской Аравией и Россией было подписано шесть договоров. Среди них следует выделить пакт, касающийся мирного использования ядерных технологий и предусматривающий создание рабочей группы по разработке совместных проектов в сфере энергетики.

f9326ea641926e237e0f6a706700f238

Однако, на самом деле очевидно, что эти две страны весьма далеки от создания реального альянса по одной простой причине: они являются конкурентами на мировом рынке нефти. Это соперничество будет, по всей вероятности, продолжаться и оказывать существенное негативное влияние на двусторонние отношения, создавая весьма непростую атмосферу.

Вопрос о том, как они могут урегулировать эту обоюдоострую конфликтную ситуацию, становится еще более важным в рамках анализа и оценки нашумевшего «поворота к России» так называемого «суннитского блока», возглавляемого Саудовской Аравией.

В сущности, визит саудовского наследного принца был (несмотря на подписанные соглашения) лишь удачным политическим ходом, «диверсификационным козырем», который использовала Саудовская Аравия для оказания давления на Соединенные Штаты. Эр-Рияд таким образом хотел подтолкнуть США к заключению необходимых ему сделок в оборонной сфере, а также заставить Вашингтон пересмотреть свою политику в отношении Ирана.

Хотя сегодня может показаться, что саудиты в определенной степени достигли поставленной цели, в особенности относительно соглашений в сфере обороны, они, судя по всему, также утратили кое-что существенное: многолетний статус главного союзника Америки на Ближнем Востоке. Это вовсе не является совпадением, что именно после визита саудовского принца в Россию Соединенные Штаты окончательно втянули Турцию в свою войну против террористической группировки ИГИЛ, позволив этой стране поступать по своему усмотрению с курдским населением. С этого момента вмешательство Анкары в ближневосточный конфликт многократно усилилось, в то время как Саудовская Аравия вынуждена пускать в ход все доступные ей средства для нейтрализации  растущего влияния Ирана.

Впрочем, если вернуться к вопросу о саудовско-российском альянсе, следует отметить, что две страны остаются скорее соперниками, нежели союзниками. Несмотря на то, что вопросы цен на нефть обсуждались во время визита принца, и было намечено создание соответствующей «рабочей группы», Россия и Саудовская Аравия продолжают ожесточенно конкурировать друг с другом.

Так, например, в мае 2015 года российское производство нефти достигло рекордной отметки 10,78 миллиона баррелей в сутки, почти сравнявшись с уровнем советской эпохи, в частности с показателем 1987 года. Это означает существенный рост по сравнению с маем прошлого года, когда Россия производила 10,08 миллиона баррелей в сутки. Рекордно высокие показатели нефтедобычи в России безусловно продолжают оказывать давление на глобальный рынок нефти. И, судя по всему, в ближайшее время Россия не намерена идти на какое-либо существенное сокращение производства нефти.

С другой стороны, уровень нефтедобычи Саудовской Аравии, мирового лидера в этой отрасли, также находится на пике возможностей. Согласно недавней статистике ОПЕК, этот показатель вырос на 697 тысяч баррелей в сутки за период с февраля по май нынешнего года, достигнув отметки в 10,3 против 9,69 миллиона баррелей в сутки годом ранее.

Тот факт, что Россия и Саудовская Аравия являются скорее конкурентами, чем союзниками, представляется совершенно очевидным в связи с их отношениями с Китаем, который является весьма привлекательным рынком сбыта как для российской, так и для саудовской нефти. Пекин импортирует значительные объемы нефти из обеих нефтяных держав.

Например, в связи с ростом нефтедобычи в России, экспорт Саудовской Аравии в Китай снизился в июне 2015 года почти на 42 процента. Дополнительным фактором, оказывающим влияние на это снижение, стали новые договоры, подписанные в последнее время между Россией и Китаем. В 2013 году крупнейший производитель нефти в России компания «Роснефть» заключила контракт в объеме 85 миллиардов долларов с китайской корпорацией «Sinopec» на поставку нефти в течение десяти лет. А затем та же «Роснефть» подписала еще один контракт, с китайской государственной компанией CNPC, предусматривающий поставку 365 миллионов тонн нефти в течение 25 лет на общую сумму 365 миллиардов долларов.

В результате этих событий Россия потеснила Саудовскую Аравию и в июне нынешнего года стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Согласно данным Главного таможенного управления Китайской Народной Республики, в мае Пекин импортировал у своего северного соседа рекордные 3,92 миллиона метрических тонн нефти. Этот показатель эквивалентен 927 тысячам баррелей в сутки, что означает 20-процентный рост по сравнению с предыдущим месяцем.

Важно подчеркнуть, что рост производства нефти в России происходит на фоне многочисленных западных санкций на импорт российской нефти, введенных в связи с конфликтом между Москвой и Западом, главным образом связанных с Украиной, но также отчасти с сирийской и иранской проблемами.

Если остановиться на сирийской ситуации, здесь Саудовская Аравия является непосредственным участником конфликта. Именно она не только способствовала введению санкций против России, но и сыграла ключевую роль в обрушении цен на мировом рынке нефти до рекордно низкого уровня за несколько лет. Это снижение цен нанесло тяжелый удар по экономике России, которая испытывает острую зависимость от стабильных и высоких цен на нефтяном рынке. Согласно многим оценкам, России для выполнения своих бюджетных обязательств необходимо, чтобы уровень цен колебался вокруг отметки в 100 долларов за баррель нефти.

Когда президента Венесуэлы, также испытывающей зависимость от нефтяных цен, Николаса Мадуро, спросили о причинах, вызвавших обвал на нефтяном рынке, а точнее даже о том, какие по его мнению цели преследовали США и их союзники, стремясь добиться этого обвала, он ответил, что единственная причина всего этого – стремление «нанести удар по России». Сегодняшняя ситуация такова, что цены на нефть по-прежнему сохраняют тенденцию к снижению, причиняя все больший ущерб экономике России. Именно обоюдный интерес в удержании нефтяных цен на низком уровне делает Саудовскую Аравию и Соединенные Штаты Америки естественными союзниками, а Россию – главной жертвой.

Эта «нефтяная война» между Саудовской Аравией и Россией, если взглянуть на нее с другого края геополитического спектра», глубоко связана с сирийским конфликтом. Дамаск является важнейшим российским союзником в регионе, поскольку он предоставляет Москве доступ в свой стратегически важный порт Латакия. Кроме того, Сирия служит «воротами» для российских действий по наращиванию своего влияния в ближневосточном регионе.

На фоне продолжающейся борьбы между Эр-Риядом и Москвой за доминирование на глобальном рынке нефти, а также их ожесточенного соперничества на Ближнем Востоке, соглашения, подобные тем, что были подписаны во время визита наследного принца в Россию, вряд ли сумеют нейтрализовать влияние этих важнейших очагов напряженности в отношениях между двумя странами.

Более того, распространившиеся в последнее время ожидания скорого окончания сирийского конфликта благодаря сближению между Саудовской Аравией и Россией, основаны на упрощенном восприятии ситуации вследствие игнорирования глубинной идеологической сущности саудовско-сирийского конфликта. Россия может оказывать поддержку сирийскому лидеру Башару Асаду исходя из геостратегических соображений. Для Саудовской Аравии, однако, главная причина  — идеологическая. Связана она с вахабизмом,  версией ислама, придающей особую важность «чистоте веры», достигаемой путем искоренения всех без исключения проявлений «чужеродной» культуры.

Учитывая крайнюю противоречивость российских и саудовских интересов в Сирии, достижение компромиссного решения на основе какого-либо консенсуса между ними представляется крайне маловероятным. Отсюда вытекает крайне любопытный вопрос-головоломка: могут ли Саудовская Аравия и Россия каким-то образом уладить противоречия между своими полярно различающимися позициями в глобальной политике и сформировать устойчивый альянс?

Для создания такого альянса странам необходимы долгосрочные общие интересы. В данном случае, таковых не наблюдается вовсе. Имеются лишь отдельные краткосрочные преимущества. Для Саудовской Аравии Россия может стать источником доступа к ядерным технологиям. Саудиты в свою очередь, могут предоставить современные технологии нефтепереработки своим российским партнерам. Таким образом, учитывая содержание подписанных соглашений и суть заявлений, сделанных во время визита саудовского наследного принца в Россию, представляется абсолютно очевидным, что Саудовская Аравия и Россия не имеют общих интересов за пределами упомянутых двух возможных сфер сотрудничества.

Автор, Салман Рафи – пакистанский независимый журналист и аналитик в сфере международных отношений

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий