Пока еще не слишком поздно, необходимо достичь деэскалации военной напряженности между Россией и Западом

Украинский кризис привел к возникновению гигантской пропасти между Россией и Западом, самой большой со времен холодной войны. Этот конфликт уже унес тысячи жизней, включая тех 298 человек, кто находился на борту малайзийского пассажирского лайнера, сбитого над восточной Украиной в июле 2014 года, а ущерб от разрушений составил миллиарды долларов. Он также вызвал резонанс на региональном и глобальном уровне в форме возросшего риска военного конфликта между НАТО и Россией, усиления геополитических и геоэкономических противоречий, и, наконец, он нанес серьезный удар по международному сотрудничеству в борьбе с общими вызовами, такими как ИГИЛ на Ближнем Востоке.

876089

Однако, и это, возможно, самое главное: поскольку украинский кризис до сих пор не урегулирован, масштабное наращивание военной активности в евроатлантическом регионе несет огромную опасность военного конфликта в результате ошибки или неточности в расчетах с той или иной стороны. Такое положение не является неизбежным, и, следовательно, опасность может быть сведена к минимуму, если не полностью нейтрализована. По обе стороны конфликта многие охотно согласятся с этими словами, однако вопрос  заключается в том, как эта цель может быть достигнута в сложившихся обстоятельствах.

В поисках решения проблемы первым делом необходимо обратить внимание на то, в каком состоянии сегодня находится украинский кризис. Соглашение о перемирии, достигнутое благодаря усилиям Германии и Франции 18 февраля 2015 года, в основном соблюдается украинской стороной и пророссийскими ополченцами. Несмотря на то, что соглашение носит более всеобъемлющий характер, чем первые договоренности о прекращении огня, подписанные в сентябре 2014 (которые так и не были реализованы), многие аналитики в России, на Западе и на Украине полагают, что нынешнее перемирие весьма хрупко, и между двумя сторонами вполне вероятно возобновление активных боевых действий с применением тяжелого оружия.

Последние договоренности включают ряд мер по деэскалации конфликта и создают основу для политического урегулирования в будущем. Впрочем, в документе нет ни одного положения, по которому Украина и пророссийские повстанцы достигли бы полного согласия, что отражает их противоположные позиции в отношении самой природы конфликта. Россия продолжает утверждать, что она не является воюющей стороной в этом конфликте, и поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы она подписывала какие бы то ни было положения этого договора. Главное преимущество, которое Россия стремится сохранить под своим контролем, чтобы продолжать оказывать давление на киевские власти в политической сфере и оказывать поддержку группам ополченцев на востоке Украины – это протяженная граница между двумя странами. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что возобновление полномасштабных боевых действий не принесет никакого успеха 250-тысячной украинской армии в противостоянии с пророссийскими силами численностью в 100 тысяч человек, получающими поддержку от Москвы. Именно риском нового обострения конфликта и невозможностью предотвратить нарушение договора о перемирии объясняется решение западных стран о продлении действия санкций против России до января 2016 года.

Контекст хрупкого перемирия на Украине и нынешних разногласий между западными странами и Россией по украинской проблеме заключается в том, что помимо риска новых вспышек  насилия на Украине, существует также риск военного столкновения между НАТО и российскими вооруженными силами. Подобное столкновение нельзя исключить как в балтийском, так и в черноморском регионе.  Последствия вооруженного конфликта между НАТО и Россией были бы гораздо более серьезными для обеих его сторон, а также других стран. Достаточно просто вообразить конфронтацию между военным альянсом, обладающим ядерными вооружениями и крупной ядерной державой.

С марта 2014 года постоянно поступают сообщения о наращивании военной активности, как со стороны России, так и со стороны НАТО. Исследование риска, связанного с возможным военным столкновением между Россией и НАТО в последнее время, было опубликовано в новом, третьем по счету докладе международной рабочей группы экспертов (Task Force on Cooperation in Greater Europe).

Как указывается в этом документе, лондонский аналитический центр «European Leadership Network» в сотрудничестве с Организацией международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре, зафиксировали 66 военных инцидентов между силами НАТО и России, а также между российскими, шведскими и финскими военными. Среди этих столкновений три случая были классифицированы как представляющие высокую степень риска. Авторы доклада утверждают, что обе стороны увеличивают масштабы и количество военных учений. Россия также развернула дополнительные средства воздушной и морской обороны, а также наступательную военную технику в Крыму. Кроме того, она начала регулярное использование разведывательной и стратегической авиации дальнего радиуса действия.

Хотя военные силы НАТО и России, а также национальные армии других стран до сих пор проявляли сдержанность во время проведения своих военных маневров, этот цикл постоянной военной активности связан с крайне высоким риском. Достаточно вспомнить о многолетней конфронтации между Западом и Советским Союзом во времена холодной войны.

Представляется очевидным, что западные страны, как входящие в НАТО, так и остальные, готовы изменить свое отношение к России только в том случае, если Москва продемонстрирует более конструктивную позицию по украинскому кризису, в то время как сама Москва до сих пор не проявляет никаких признаков изменения своей точки зрения. Таким образом, в настоящее время самое главное – держать под контролем взаимную военную активность России и НАТО.

В прошлом году, в своем втором докладе рабочая группа «Task Force on Cooperation in Greater Europe» призывала НАТО, Европейский Союз и Россию неукоснительно следовать трем своим рекомендациям для снижения военного риска. Во-первых, эксперты рекомендовали им «проявлять сдержанность в военных и политических решениях», во-вторых – «организовать между военными постоянные коммуникации, обмен информацией и предпринять меры по обеспечению прозрачности», и в-третьих – «вести постоянный диалог друг с другом». Эти рекомендации актуальны и сегодня. Открытые каналы связи, существующие между НАТО и российским Генеральным Штабом, безусловно, имеют огромное значение, однако этого недостаточно для ликвидации риска военного столкновения.

Необходимой мерой является также новый созыв Совета Россия-НАТО не только для консультаций и восстановления каналов общения между двумя странами, но и для выработки меморандума, который стал бы эффективным средством предотвращения роковых ошибок со стороны военных сил НАТО и России. Если конкретно, то Совет необходимо созвать для обсуждения возможного Меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией относительно Правил поведения в целях обеспечения безопасности в случае воздушных и морских столкновений между двумя сторонами. Эти документы могли бы использовать в качестве основы соглашения между Соединенными Штатами и Советским Союзом, действовавшие в годы холодной войны, а также аналогичный договор, заключенный между Соединенными Штатами и Китаем в конце 2014 года.

Хотя украинский кризис и его негативные последствия, судя по всему, не потеряют в ближайшее время своей остроты, существуют все же некоторые средства для того, чтобы избежать дальнейшего ухудшения обстановки. Упомянутое соглашение могло бы стать одним из них.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий