И всё-таки, что же такое интеллект?
Когда я был в армии, то мне дали тест, который получали все другие солдаты, и я набрал 160 баллов против обычных 100. Никто до этого на базе не набирал таких показателей, и на пару часов вокруг меня устроили шумиху.
(Но это ничего не значило. На следующий день я продолжал оставаться обычным рядовым).
Всю свою жизнь я продолжал набирать такие очки, что давало мне самодовольное ощущение того, что я очень умный, и как я ожидал, другие люди тоже должны были так думать.
Хотя возможно эти показатели просто значат, что я хорош лишь в ответах на академические вопросы, которые люди, составлявшие задания, сочли нужным включить в тесты, люди, с интеллектуальными наклонностями, схожими с моими?
Например, был у меня один знакомый автослесарь, который по моим прикидкам в тестах на интеллект не набрал бы и восьмидесяти. Я всегда считал само собой разумеющимся, что я гораздо более умён, чем он.
Тем не менее, когда с моей машиной что-то было не так, я ехал к нему, заворожённо наблюдал за тем, как он копается во внутренностях моей машины, и выслушивал его советы, как будто это были откровения оракула, и он всегда приводил мою машину в порядок.
Тогда я подумал, что этот автослесарь мог бы придумать свой интеллектуальный тест.
Или, скажем, плотник, или фермер или кто угодно кроме академика. И я бы провалился по каждому из разработанных ими тестов.
В мире, где я не мог бы применить своё академическое образование, и свои таланты красноречия, и где надо было бы работать руками, в этом мире я думаю, я был бы мало на что способен.
Таким образом мой интеллект является не абсолютом, а функцией общества, в котором я живу, и данностью того, что небольшая часть общества навязала всем модель, где они являются арбитром определения интеллектуальности.
Однако вернёмся к нашему автомеханику.
У него была привычка, каждый раз, как он видит меня, рассказывать мне анекдоты и шутить.
Как-то раз он поднял голову из глубин автомобиля, и изрёк: «Док, слушай, глухонемой парень пошёл в хозяйственный магазин, чтобы купить гвоздей. Он положил два пальца на прилавок, а другой рукой сделал движение, как будто забивает молотком.
«Продавец принёс ему молоток. Он помотал головой, и показал на два пальца, по которым он бил как молотком. Продавец принёс ему гвозди. Он взял гвозди нужного размера, и ушёл. Ну вот, а следующий парень, который зашёл в магазин, был слепым. Ему нужны были ножницы. Как вы думаете, как он показал что ему нужно?».
Я со скучающим видом показал двумя пальцами режущие движения ножниц.
После чего мой авторемонтник хрипло рассмеялся и сказал: «Какой же вы док глупый. Да он просто попросил о них голосом».
Затем он с довольным видом сказал: «Я этот прикол сегодня всем своим клиентам рассказываю». «Ну и, попался кто-нибудь?», спросил я. «Всего несколько», ответил он, «но я знал наверняка, что вы попадётесь».
«Это почему же?», спросил я. «Да потому что вы док чертовски образованы, и я знал что вы не можете быть слишком умным».
Помню, в тот момент я почувствовал себя неловко.
Из автобиографии Айзека Азимова
Источник перевод для mixednews – molten
Читайте также:
Четыре крупнейших мифа о человеческом мозге