Неделя сверхнапряженной дипломатической активности, предпринятая французским президентом Франсуа Олландом позволила достичь прогресса в области военного сотрудничества между мировыми державами в борьбе против ДАИШ, исламистской вооруженной группировки, взявшей на себя ответственность за недавние кровавые теракты в Париже. Однако, проведенные им переговоры обнажили серьезные конфликты интересов между Москвой и западными странами в отношении политического урегулирования сирийского конфликта.
Франсуа Олланд и Владимир Путин во время совместной пресс-конференции в Москве, 24 ноября 2015 года
«Поставленная Олландом задача создания широкой и единой коалиции, была с самого начала крайне сложной и амбициозной, однако ему удалось мобилизовать Соединенные Штаты и своих европейских партнеров, подтолкнуть их к резкой активизации ударов с воздуха по объектам ДАИШ», заявила директор французского Центра стратегических исследований Камилла Гранд. «В определенной степени он также добился расширения сотрудничества с Россией в военной сфере. Однако, переговоры не позволили достичь какого-либо прогресса в направлении политических преобразований в Сирии, поскольку позиции относительно судьбы Башара аль-Асада остаются столь же различными, как и ранее».
В пятницу из Парижа поступили сигналы о некотором смягчении его позиций по отношению к сирийскому президенту. Речь идет о заявлении, согласно которому солдаты, сохраняющие верность режиму Асада могут сражаться против боевиков ДАИШ вместе с оппозиционными силами. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, что возвращение контроля над городом Ракка, который превратился в самопровозглашенную административную столицу ДАИШ, является одной из главных целей западных держав. Это потребует координированной наземной операции, в которой потенциально могут принять участие солдаты сирийских вооруженных сил, заявил Фабиус в интервью радиостанции RTL.
«Необходимы два основных вида военных действий: бомбовые удары и наземные операции, которые могут осуществляться силами «Свободной сирийской армии», суннитских арабских вооруженных формирований, а также – почему бы и нет? – силами режима», заявил Лоран Фабиус.
Комментаторы указывают на некоторую смену французской позиции после терактов в Париже 13 ноября. До этих событий в столице, Франция относилась к Асаду крайне отрицательно, воспринимала его как «неприкасаемого», и готова была в 2013 году наносить удары с воздуха по принадлежащим режиму производствам и складам химических вооружений, прежде чем США и Британия отказались от этого плана. Париж настаивал на том, что сирийский лидер не может быть элементом политического переходного процесса в Сирии, считая, что это может лишь усилить разногласия, а не способствовать примирению.
Умеренные повстанческие группировки в Сирии, воюющие против режима Асада, немедленно отвергли идею совместных боевых действий с правительственными силами против ДАИШ. «Мы, Свободная сирийская армия, сражаемся как против терроризма режима, так и против терроризма ДАИШ», заявил лидер этой группировки подполковник Фарес аль-Байуш. «Нас поддерживают многие страны и в случае, если некоторые из них окажут помощь в борьбе против ДАИШ, мы будем это приветствовать. Однако, мы не можем воевать против боевиков вместе с войсками режима».
В ответ на вопрос о последних французских заявлениях, полковник Хассан Мустафа из 30-й механизированной пехотной дивизии заявил: «К сожалению, после российского вмешательства в конфликт, баланс сил был изменен. Российские самолеты наносят удары не по ДАИШ, а по «Свободной сирийской Армии». Башар аль-Асад фактически поставил мир перед выбором: ДАИШ или его режим. Судя по всему, мир выбирает Башара аль-Асада.
Лоран Фабиус позже разъяснил свою позицию, заявив, что сотрудничество с режимом может предусматриваться только «в рамках процесса политической трансформации», формирования новой системы правления в Сирии.
Париж утверждает, что в ходе переговоров между Франсуа Олландом и Владимиром Путиным, проходивших во вторник 24 ноября, был достигнут прогресс.
Путин «попросил нас составить подробную карту дислокации тех сил, которые не являются террористическими и сражаются против ДАИШ (ИГИЛ), сказал Лоран Фабиус, добавив, что Путин «обещал немедленно прекратить удары по этим группировкам, как только мы предоставим ему карту, что мы и сделаем».
Фактически Москва уже в течение нескольких недель призывает членов возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции против ДАИШ предоставить информацию и данные о расположении тех группировок в Сирии, которые Москва должна, по их мнению, исключить из списка целей своих ударов с воздуха. Однако, Соединенные Штаты Америки до сих пор воздерживаются от такого шага.