Россия осознала сложность создания стелс-самолетов

Сухой_ПАК_ФА_(T-50)

Столкнувшись с серьезными техническими и экономическими трудностями, Россия резко затормозила реализацию своей программы по созданию первого истребителя с антирадарными характеристиками. Откладывая масштабную закупку для ВКС истребителей Т-50, Кремль фактически негласно признает ту истину, которую вооруженные силы США осознали много лет назад, а Китаю еще предстоит постичь в ближайшие годы: создание самолетов с антирадарными характеристиками – сложная задача.

Впрочем, к счастью для российских военно-космических сил, и к несчастью для Вашингтона и его союзников, являющихся основными потенциальными противниками России, у Москвы имеется резервный план. Вместо того, чтобы полагаться на укомплектование своих дивизионов истребителей новыми моделями с антирадарным покрытием, российское правительство закупает существенно модернизированные версии более старых самолетов, используя подход, от которого Пентагон отказался, сочтя его нецелесообразным. Однако, именно он помог России обеспечить ее нынешнюю боевую мощь в воздухе.

Истребитель Т-50, как и практически все стелс-самолеты до него, оказался весьма дорогостоящим, хотя насколько именно дорогим, остается строго охраняемым секретом. Недосягаемые для радаров военные самолеты требуют высокой тщательности при разработке, многочисленных сложных испытаний, а также применения в их конструкции экзотических материалов. Все это способно удвоить, а то и утроить их стоимость по сравнению с обычными, лишенными антирадарных свойств, машинами.

Несмотря на их высокую стоимость, военно-воздушные силы во всем мире стремятся получить стелс-самолеты, поскольку их недосягаемость для радиолокационных систем противника теоретически способна обеспечить огромное преимущество в условиях воздушного боя и при нанесении бомбовых ударов.

Однако, конкурирующая теория войны в воздухе утверждает, что антирадарные свойства сильно переоцениваются, и следовательно, целесообразно закупать большее количество не столь дорогих обычных самолетов без этого покрытия. Проблемы, с которыми столкнулась Москва при создании Т-50 подтолкнули ее к этой альтернативной стратегии.

Прежде всего, Россия слишком поздно появилась на этой «стелс-вечеринке». Военно-воздушные силы США получили свой первый самолет с антирадарным покрытием, реактивный штурмовик F-117, еще в 1983 году. Затем последовали бомбардировщик В-2 в 1997-м и истребитель F-22 Raptor в 2005 году.

Подпись к изображению: Истребитель F-22 Raptor из 95-го дивизиона, базирующегося в Тиндалле, штат Флорида, осуществляет полет над Балтийским морем в направлении новой военной базы НАТО в Аемари, Эстония, 4 сентября 2015 года

axe-f22-614x391

Первая партия новейших стелс-истребителей F-35 поступила на вооружение Корпуса морской пехоты США в июле 2015 года. А ВВС США ожидают свою версию F-35s в 2016 году.

Старый штурмовик F-117 снят с вооружения в 2008 году, однако Пентагон по-прежнему располагает сотнями самолетов с антирадарным покрытием и планирует закупить еще несколько сот в ближайшие годы, включая новый ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия, который должен будет заменить В-2.

Поскольку экономика России, как и ее военная мощь, пришли в упадок после крушения Советского Союза в 1991 году, Москва смогла всерьез приступить к созданию истребителя Т-50 лишь в 2002 году. Первый его прототип взлетел в воздух в январе 2010 года, за год до дебюта первого китайского стелс-прототипа – J-20.

Все американские, российские и китайские стелс-самолеты обладают особыми характеристиками для снижения степени доступности для обнаружения радарами и другими датчиками. Среди них – скругленные или, напротив, угловатые формы фюзеляжа, которые способны рассеивать волны, излучаемые радаром, а также ряд специальных материалов, поглощающих излучаемые волны вместо того, чтобы отражать их.

Конструкция стелс-самолета – это всегда результат компромисса. Машина должна быть недоступна для радаров, и в то же время она должна летать быстро и достаточно далеко, а также быть способной нести немалый боезапас чтобы представлять реальную ценность в боевой обстановке. И, наконец, такие самолеты не должны быть настолько дорогими, чтобы военно-воздушные силы оказались попросту неспособны закупать их в достаточных количествах. За сорок лет, в течение которых велись разработки в этом направлении, Соединенные Штаты постоянно были вынуждены продолжать поиски компромиссных решений.

Так, например, B-2 является труднодоступной целью для радаров и обладает хорошими летными характеристиками, однако из-за цены, превышающей 2 миллиарда долларов, он оказался слишком дорогим для массовых закупок. ВВС США удалось приобрести лишь 21 такую машину, напоминающую по форме летучую мышь, у компании-производителя Northrop Grumman. Компания Lockheed Martin создавала свои F-35 с учетом ценовых характеристик, однако это подтолкнуло ее к ограничению антирадарных характеристик модели. Так или иначе, сложности в процессе разработки привели к тому, что цена этих истребителей превысила 100 миллионов долларов за каждую машину, так что этот самолет едва ли можно назвать дешевым.

Подпись к изображению: Бомбардировщики В-2 принимают участие в атаках вооруженных сил США против военных объектов на территории Сербии, 8 октября 1998 года

axe-b2-547x416

Ни российское правительство, ни ПАО «Сухой», компания-производитель Т-50, не предоставляют никакой информации о затратах на создание этого двухмоторного одноместного сверхзвукового истребителя, а также о его вероятной цене по окончании разработок. Впрочем, можно с уверенностью утверждать, что эти затраты могут составить десятки миллиардов долларов. А каждая из таких машин может обойтись покупателю в 100 миллионов.

И это еще при условии, что Т-50 на самом деле является боеспособным. Хотя существуют некоторые признаки, что это не так, во всяком случае, не вполне так. Согласно статье эксперта по российской военной авиации Петра Бутовского в журнале «Combat Aircraft», за 6 лет шесть прототипов Т-50 осуществили всего 700 испытательных полетов. Для сравнения, «Lockheed» и ВВС США за период с 1997 по 2005 год создали 8 испытательных моделей F-22 и выполнили 3500 полетов. Похоже, что Т-50 пока недостаточно надежен даже для интенсивных испытательных программ.

Это стало совершенно очевидным 10 июня 2014 года, когда пятый прототип Т-50, которому в тот момент не было еще и года, потерпел катастрофу, возгорание двигателя во время рулежки на поверхности. Урон был настолько тяжелым, что компании «Сухой» пришлось остановить производство шестого прототипа и использовать его запасные части для восстановления сгоревшего самолета. Индийские военно-воздушные силы, которые рассматривают возможность приобретения одной из версий Т-50, пожаловались на «изъяны… в области летно-технических характеристик и других параметров самолета».

В последнее время внешние события захлестнули медленный и дорогостоящий процесс разработки истребителя Т-50. Многие иностранные правительства ввели санкции в отношении России из-за присоединения Крыма, в то же время цены на нефть резко упали на фоне избытка предложения на глобальном рынке, в результате чего в 2015 году Россия вошла в экономическую рецессию, которая привела к сокращению объема ее экономики на 3 процента. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в марте 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил, что Москва намерена сократить объем заказа. Кремль объявил, что он планирует приобрести лишь десяток Т-50 к 2020 году, вместо 60 согласно первоначальным планам.

К этому моменту США, предположительно, должны обладать более 500 стелс-самолетами в полной боевой готовности. Китай в декабре 2015 года завершил создание первого промышленного образца J-20 и, согласно сообщениям, намерен закупить несколько десятков таких машин в течение ближайших лет. Впрочем, пока ничего не известно ни о стоимости J-20, ни о том, насколько удовлетворены китайские ВВС его характеристиками.

Подпись к изображению: Самолет, предположительно являющийся китайским стелс-истребителем, на взлетной полосе аэропорта города Чэнду в провинции Сычуань. 7 января 2011 года.

axe-china-j-20-614x343

Чтобы восполнить задержки и проблемы с программой Т-50, Кремль ускорил производство Су-35 и Су-30, новейших усовершенствованных версий «винтажного» Су-27 времен холодной войны, мощного двухмоторного истребителя, различные модели которого сегодня стали стандартными в арсенале военно-воздушных силах России, Китая и Индии. Су-35 и Су-30 не обладают антирадарными свойствами, однако они быстрые, маневренные, способны летать на дальние дистанции и нести значительный боезапас ракет и бомб.

В частности, Су-35 – весьма мощная и эффективная боевая машина. Москва заказала 48 таких самолетов в 2009 году и, как ожидается, вскоре разместит еще один заказ на такое же количество. «Было бы справедливым назвать этот самолет высшим достижением в области конструирования современных обычных истребителей, сочетающим великолепные аэродинамические характеристики и современный двигатель, систему управления полетом, а также авионику», написал аналитик австралийского исследовательского центра «Air Power Australia» Карло Копп.

Подпись к изображению: Су-35 в воздухе во время открытия международного авиасалона МАКС-2009 в г. Жуковский недалеко от Москвы, 18 августа 2009 года

axe-su-35-614x404

Благодаря проверенной конструкции, Су-35 обладает исключительно высокой надежностью. Кроме того, он относительно недорогой. Каждая машина обходится всего в 50 миллионов долларов, что составляет лишь половину от стоимости Т-50 или F-35. Усовершенствованный классический истребитель обладает всего одним недостатком при сравнении с стелс-самолетом: он лишен способности быть недоступным для радаров при определенных обстоятельствах. Однако, классический истребитель на самом деле имеет и преимущества перед своим стелс-соперником, когда речь заходит о надежности, цене и некоторых летных качествах, включая маневренность и полезную грузоподъемность.

Перевешивают ли преимущества стелс-самолетов их недостатки, остается философским вопросом для военных стратегов. Пентагон сделал свой выбор в пользу антирадарных характеристик, прекратив при этом даже модернизацию старых F-15 и F-16 с целью высвободить средства, необходимые для закупки дополнительных F-35. В России этот выбор в основном продиктован внешними обстоятельствами, которые заставляют Кремль делать ставку на преимущества классических российских истребителей перед их стелс-конкурентами.

Возможно, мир никогда так и не узнает, кто из них прав, если только Россия и США не вступят в прямой вооруженный конфликт друг с другом. Стоит только добавить, что никто в мире не будет рад такому способу выяснения истины.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Россия осознала сложность создания стелс-самолетов

  1. Для идиотов и «экспердов», Т-50 задержка с выпуском произошла только по причине того что ждут новый двигатель тип30, у которого Другие Габариты!!!

  2. «Бомбардировщики В-2 принимают участие в атаках вооруженных сил США против военных объектов на территории Сербии, 8 октября 1998 года»
    Угу, просто красавы! В Сербию отправить В-2 =) А выбрать нормального противника не судьба?

Добавить комментарий