Когда Goldman Sachs одним из первых допустил, что цены на нефть могут упасть до 20 долларов за баррель, многие участники рынка отнеслись к этому скептически. Несколько месяцев спустя цены на нефть оказались ниже 30 долларов за баррель, и теперь достижение порога 20 долларов не выглядит столь уж маловероятным.
Однако, несмотря на то, что в последнее время тенденция к понижению набирает обороты, Goldman Sachs, кажется, не проявляет никакого беспокойства. Сегодня банк придерживается прогноза на первое полугодие 2016 года в 40 долларов за баррель и предсказывает для нефти новый бычий рынок с конца 2016 года как корректировку рыночного равновесия спроса и предложения.
Эти заявления Goldman Sachs заслуживают внимания по двум причинам. Во-первых, прогноз 40 долларов основывается на незаполненных объёмах нефтехранилищ с учётом нынешнего уровня производства. Точка зрения, что хранение нефти может стать проблемой, учитывая слабый спрос и избыточное предложение, является общепринятой. Однако, с экономической точки зрения вряд ли можно слишком доверять этому.
Например, рост поставок нефти создаёт дополнительный спрос на нефтехранилища, что в свою очередь повышает цену и способствует появлению новых предложений по услугам хранения в виде строительства новых ёмкостей или превращения альтернативного оборудования в нефтехранилища – например, трубопроводов или супертанкеров.
Эксперты Goldman полагают, что хранение не является проблемой, пока рынок не столкнётся с неожиданным всплеском добычи или падением спроса. А пока избыток нефти на рынке продолжает расти предсказуемыми темпами, то всё будет хорошо.
Второй примечательный момент в прогнозах банка это начало нового бычьего рынка в конце 2016 года. Это должно давать некоторую надежду инвесторам в энергетической сфере. Добыча нефти при текущих ценах почти нигде в мире не может приносить прибыли. Саудовская Аравия и Иран, в частности, наращивают производство, соревнуясь друг с другом, но Россия и Венесуэла могут столкнуться с необходимостью суровых финансовых мер, чтобы поддержать свои экономики на плаву без традиционного потока доходов от продажи нефти. 2016 год принесёт новые вызовы на этом фронте.
Сегодня при текущих ценах компании не зарабатывают денег на нефти. Но они продолжают работать в надежде на то, что ситуация изменится. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдёт одна из двух вещей: либо у них закончатся деньги на операционные расходы, либо они потеряют надежду. Вероятно, потребуется комбинация обоих факторов, чтобы сбалансировать рынки.