Стоит ли Америке опасаться российско-китайских отношений?

0_cfbcd_5f749309_orig
На сегодняшний день Пекин и Москва неплохо сработались

Китай и Россия укрепили отношения в областях безопасности, экономики и дипломатии, усложнив и без того шаткую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие аналитики расценивают это активное сотрудничество как начало партнёрства, нацеленного на дестабилизацию возглавляемого Западом порядка и на снижение возможностей Соединённых Штатов влиять на стратегическую обстановку в регионе. Но подобная линия рассуждений ставит на первое место материальные интересы вновь обретённой взаимной привязанности Пекина и Москвы, пренебрегая важными историческими и нормативными аспектами, которые также влияют на двусторонние отношения.

В действительности наблюдаемая воинственность оси Китай-Россия объясняется сочетанием истории и идеологии этих стран, где утвердился авторитарный стиль правления. Некоторые аналитики воспринимают эту жёсткую манеру управления как выражение взаимного недоверия к Западу и как совместное стремление переписать правила, формирующие глобальный порядок.

Готовность России и Китая пригрозить применением военной силы или даже пустить её в ход для продвижения национальных интересов (тем самым бросив вызов существующему региональному порядку), кажется, подтверждает подобные пессимистичные оценки. И Россия на Украине, и Китай в Южно-Китайском море показали настрой на военное решение своих исторических территориальных претензий. Как полагает один из разделяющих такое мнение аналитиков, «в настоящее время Россия и Китай наперегонки стремятся вооружить антидемократические антиамериканские режимы в Латинской Америке, и возможно, совместно помогают Никарагуа построить трансокеанский канал, который может обеспечить порты для российских и китайских военных кораблей». Кроме того, «обе страны активно поддерживают врагов США в Сирии и Иране».

«Ось удобства»

И всё же, несмотря на имеющиеся общие черты между Москвой и Пекином, есть основания полагать, что нынешние отношения между ними останутся на уровне «оси удобства». Это означает, что хотя Путин и Си укрепили связи между странами и признают основные интересы друг друга, тем не менее, поднять отношения до статуса альянса не удаётся.

С точки зрения дипломатии Россия и Китай неоднократно демонстрировали общность интересов, используя своё право вето в Совете Безопасности ООН. В течение последнего десятилетия Китай прибегал к нему шесть раз, причём всегда в согласии с Россией, которая за тот же период использовала право вето одиннадцать раз. В качестве примера можно привести блокирование Москвой и Пекином четырёх резолюций ООН по Сирии с 2012 года. Это чрезмерное использование права вето рассматривается и как вызов лидерству Запада, и как средство замедлить темпы американского военного вмешательства на Ближнем Востоке.

Как утверждают Даниэль Брумберг и Стивен Хейдеманн из Американского института мира, это отрицательно настроенное сотрудничество основывается на «противостоянии универсальным нормам демократии, глобального управления и прав человека, продвигаемых Западом и такими многосторонними институтами, как ООН и Международный уголовный суд». Подобная позиция, в конечном счёте, приводит к дипломатии, защищающей «традиционное понятие государственного суверенитета, которое расходится с новыми глобальными конвенциями», например, с принципом ответственности по защите. Ярким примером могут послужить призывы Китая к «невмешательству» в сирийский кризис.

В области экономики Китай и Россия сотрудничают в развитии новых коммерческих институтов, например, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС. Кроме того, они пришли к консенсусу относительно китайского Экономического пояса Шёлкового пути и российского Евразийского экономического союза. Вызревает готовность увязать эти проекты, чтобы выстроить «единое экономическое пространство».

Таким образом, двусторонние экономические отношения являются основным аспектом российско-китайской «оси удобства». В 2011 году Китай стал крупнейшим торговым партнёром России, и только за последние двенадцать месяцев инвестиции Китая в России выросли на 80 процентов. Наиболее заметным здесь является соглашение на 400 миллиардов долларов, в рамках которого предполагаются поставки с Чаяндинского нефтегазового месторождения в Китай. Возможно, Пекин стремится обезопасить транспортные маршруты на случай каких-либо блокад в Южно-Китайском море.

Китай и Россия также усилили сотрудничество в области безопасности. Сюда входят, например, масштабные планы Китая по приобретению российской военной техники, где наиболее заметной является недавняя покупка 24 самолётов «Сухой». Это партнёрство распространяется также на проведение совместных военных учений. Так, в ходе недавних учений в Японском море были задействованы 22 корабля, 20 самолётов, 40 единиц бронетехники и 500 морских пехотинцев.

Вероятность формального союза невелика

Тем не менее, в отношениях Пекина и Москвы немало проблем, которые будут препятствовать движению к заключению формального союза. Прежде всего, надо отметить, что Россия на протяжении долгого времени считает Китай угрозой для своей безопасности. Хотя эта точка зрения зиждется на историческом недоверии, вопросы территориальной целостности продолжают волновать Москву в связи с усилившейся китайской миграцией и протяжённой общей границей.

Кроме того, многие аналитики указывают на то, что Китай считает Россию неэффективным деловым партнёром. Пекин расценивает российские бизнес-законы как неблагоприятные для своих интересов, что препятствует существенному экономическому сотрудничеству. Как заявил Бобо Ло из Французского института международных отношений, «китайцы считают русских сложными бизнес-партнёрами». «В первую очередь, они жалуются, что коммерческие связи часто попадают в заложники геополитики. Кажется, всегда есть какие-то скрытые мотивы», – поясняет Ло.

Подобные представления дополняются отношениями этих стран с Западом. Россия по-прежнему скептически настроена относительно долгосрочной игры Китая. Москва далеко не уверена в том, рассматривает ли Пекин Запад в качестве врага (как это вроде бы делает Россия) или считает его важным партнёром. Такая уступчивость Поднебесной в отношении Запада может воспрепятствовать слишком сильному сближению Пекина с Москвой, что сказалось бы на возможностях Китая стать «равным» Америке мировым лидером.

Хотя Россия укрепила свои двусторонние отношения с Китаем, остаются вопросы по поводу азиатской политики Путина. Он никогда не участвовал в Саммите стран Восточной Азии. До введения европейских экономических санкций приоритет отдавался скорее Европе, чем Азии. Подобная неоднозначность не исключает того, что в будущем российский президент постарается наладить отношения с Западом, в результате чего ось Россия-Китай утратит актуальность.

В частности, этого может потребовать нестабильная обстановка в российской нефтяной промышленности. Нарастающее в мире стремление к экологически чистым технологиям и возможности Китая по разработке собственных месторождений сланцевого газа могут снизить значимость «чёрного золота» и в конечном итоге, привести к тому, что России придётся договариваться с Западом ради своего экономического выживания.

Таким образом, во взглядах Китая и России на будущее мало общего, и отношения выстраиваются ради достижения собственных целей. Следовательно, Соединённым Штатам стоит поддерживать диалог с Москвой и Пекином. Вашингтон нуждается в их содействии для разрешения многих актуальнейших глобальных проблем. Успех ключевых международных инициатив, к которым относятся, например, нераспространение ядерного оружия, расследование обстоятельств падения MH17 и урегулирование текущих кризисов на Ближнем Востоке, требует сотрудничества с Россией и Китаем. Глобальная политическая раздробленность будет только отвлекать от разрешения этих важнейших вопросов.

Об авторах. Майкл Кларк и Энтони Рикеттс – доцент и докторант Национального колледжа безопасности, Австралийский национальный университет

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий