Шестой год сирийской войны: судьба конфликта в руках США и России

Начало шестого года сирийского конфликта представители режима и разрозненной оппозиции встречают в Женеве, где идут непрямые переговоры под эгидой ООН в лице посланника мира Стафана де Мистуры. Однако, по мнению экспертов, урегулирование остается в руках России и Америки.

Подпись к изображению: Сирийский конфликт начался 15 марта 2011 года с мирных демонстраций протеста и призывов к отставке президента Башара аль-Асада
Подпись к изображению: Сирийский конфликт начался 15 марта 2011 года с мирных демонстраций протеста и призывов к отставке президента Башара аль-Асада

«Две великие державы ведут переговоры по телефону и в рамках встреч в разных странах мира. Затем они информируют своих сирийских союзников и де Мистуру о том, к каким решениям они пришли», говорит ветеран сирийской оппозиции Хайсам Манаа.

«Россия и США устанавливают для региональных держав «красные линии», которые те не должны пересекать. Соединенные Штаты запрещают туркам начинать наземное вторжение в Сирию и просят Саудовскую Аравию прекратить отправку вооружений. Россия делает то же самое в отношении Ирана», сообщил Манаа в интервью агентству «Франс Пресс».

Конфликт в Сирии начался 15 марта 2011 года с мирных демонстраций протеста, участники которых призывали к отставке президента Башара аль-Асада. Однако, движение протеста приобрело насильственный характер после того, как правительство пошло на жесткие меры для подавления инакомыслия, и главными действующими лицами конфликта стали различные вооруженные силы: режим, оппозиция, террористы, курды, а также их покровители за рубежом.

Россия и Соединенные Штаты применили свое влияние на противоборствующие силы этой запутанной войны, чтобы добиться важного перемирия, которое в основном соблюдается с 27 февраля 2016 года.

«Соединенные Штаты и Россия взяли конфликт в свои руки и фактически получили монополию на контроль происходящих событий», говорит приглашенный исследователь Ближневосточной программы Фонда Карнеги за международный мир Джозеф Бахут.

Профессор политологии в ливанском Американском университете в Бейруте Бассель Салух согласен с коллегой. «На самом деле, то, что начиналось как ненасильственное движение, мирные демонстрации в поддержку реформ, превратилось в запутанный клубок внутренних, региональных и международных сил, вступивших в схватку за Сирию», говорит он.

По его мнению, «будущее сирийского урегулирования определяют стратегические интересы России и Соединенных Штатов Америки, а вовсе не чаяния ее народов».

Как Америка, так и Россия, не испытывают желания глубоко ввязываться в такой сложный и непредсказуемый конфликт как сирийский. «Идея, что мы могли… изменить баланс сил в стране, была абсолютно ошибочной», заявил президент США Барак Обама в интервью репортеру «The Atlantic magazine» Джеффри Годлбергу.

Когда Соединенные Штаты все же вынуждены были в конце концов вмешаться в сирийский конфликт военными средствами в сентябре 2014 года, это было частью кампании бомбовых ударов по объектам группировки ДАИШ.

Год спустя Россия начала собственную воздушную военную кампанию, чтобы поддержать Асада после катастрофической череды поражений режима весной и летом 2015 года. Вмешательство Москвы стало решающим поворотным пунктом в войне для про-асадовских сил, когда они получили мощную поддержку на юге, в центре и на севере Сирии.

«Москва долгое время считала, что режим сможет справиться самостоятельно. Тревогу забил Тегеран, другой союзник режима аль-Асада», сказал АФП один из иностранных дипломатов, работавший в Дамаске. «Иранские официальные лица отправились в Москву и сказали русским, что если те не вмешаются немедленно, режим в скором времени падет», заявил он.

«Просьбы о компромиссе, обращенные к противоборствующим сторонам сирийского конфликта, оказались безуспешными… поскольку их идеологические и территориальные разногласия слишком глубоки», считает директор Центра ближневосточных исследований в университете Оклахомы Джошуа Ландис. «Однако, все игроки настолько зависят от своих покровителей, что они попросту вынуждены исполнять волю тех, кто снабжает их оружием».

Впрочем, влияние России и Америки на воюющие стороны в Сирии имеет свои пределы. Около половины территории страны находится под контролем сил ДАИШ или сирийского филиала Аль-Каеды, Джабхат аль-Нусра, что серьезно осложняет нынешнее перемирие и будущее урегулирование.

Недавно режим Асада также неожиданно высказался «вне очереди». В интервью АПФ в феврале, президент аль-Асад заявил, что он намерен восстановить контроль над всей территорией Сирии, что спровоцировало жесткую критику со стороны России.

«Россия приняла весьма значительное участие в этом кризисе, в политическом, дипломатическом, а теперь и в военном отношении», заявил тогда посол России в ООН. «В связи с этим, мы хотели бы, чтобы президент Асад реагировал соответствующим образом».

Руководитель Совета по внешней и оборонной политике, общественной организации, связанной с правительством России, Федор Лукьянов заявил, что российско-американское лидерство напоминает «старые добрые времена». «Через тридцать лет после окончания холодной войны оказывается, что единственные силы, способные принимать решения и действовать – Москва и Вашингтон. На самом деле только Россия и Соединенные Штаты смогут заставить воюющие стороны прийти к миру. Другие игроки не желают, либо не могут этого сделать. Таков новый мировой порядок», добавил он в интервью «Франс Пресс».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Шестой год сирийской войны: судьба конфликта в руках США и России

  1. Какой смешной заголовок, особенно после того, как обама заявил, что рашка не является субъектом мировой и региональной политики и ни на что не влияет!

  2. Кстати из сирии рашка уже убежала — для этого даже провокацию с отрезанной якобы няней головой устроили, чтобы переключить внимание быдла

Добавить комментарий