Вопрос преемственности власти в Узбекистане открывает для России новые возможности

Подпись к изображению: Путин слушает речь Каримова на апрельской встрече 2016. Источник kremlin.ru
Подпись к изображению: Путин слушает речь Каримова на апрельской встрече 2016. Источник kremlin.ru

Узбекистан преодолевает беспрецедентные обстоятельства в своей истории – официально объявлено о кончине его многолетнего руководителя. Ислам Каримов, консолидировавший власть после краха Советского Союза, железной хваткой сжимал в кулаке население и массовые коммуникации Узбекистана. Государственный деятель с советской закалкой, Каримов, минуя выборы, продлевал срок своего правления с 1991 года.

Во главе с Каримовым, страна управлялась тщательно отобранными им самим кадрами политической элиты. Кроме того, информация о внутренних деловых отношениях взыскательно контролировалась, поэтому совсем немногое известно о переговорах в Ташкенте.

Несмотря на то, что некоторые предугадывают общественное беспокойство, трансформация системы, по всей видимости, должна быть миролюбивой. Простым узбекам нечего сказать о том, кто встанет во главе народа, а многие попросту не желают высказываться. Необходимость выбора руководителя и отсутствие определенности в этом вопросе – чужеродное явление для населения Узбекистана. Наследие советской эпохи и авторитарное правление Каримова – единственные знакомые узбекам политические условия. Многие просто желают стабильности и постоянства.

Внимательно наблюдая за развитием внутренних отношений и перераспределением власти в Узбекистане, мы должны попутно задаваться вопросом, что эти перемены будут значить для местных жителей и для всего постсоветского пространства. Наиболее благоприятным фактором в данной ситуации будет влияние России в обход интересов США.

Со времен распада Советского Союза США содействовали способностям стран Центральной Азии отстаивать собственные интересы, и Узбекистан, по большей части, доказал свое умение принимать независимые решения. И эта перемена не была неожиданной. Ранее, в начале 1990-х, Узбекистан выставлял напоказ высокую степень подчинения интересам России и Запада, поскольку добивался признания полноценным бойцом на международной арене.

Вновь выбранный руководитель Узбекистана, скорей всего, будет рассматривать сотрудничество с народом, способным предложить безоговорочную поддержку и отклик закона, с государством, которое не подвергло бы сомнению справедливость новых выборов, с финансовым партнером, который будет поддерживать экономику, основанную на переводах средств за границу. Россия как раз и представляет собой все вышеперечисленное.

Первые годы новый лидер Узбекистана вряд ли озаботится вопросом национального развития. Преобладающее значение будет иметь решение внутригосударственных задач, и на этом фоне Соединенные Штаты будут выглядеть скорее как потенциальный противник, нежели партнер. Свободные и честные выборы, права человека и свобода печати – краеугольные камни американской внешней политики в Узбекистане – предстанут как вызов вновь сформированному правительству и его законности. И когда это произойдет, появится Россия, которая закроет глаза на все недостатки и протянет руку помощи для укрепления власти в пределах Узбекистана.

Взамен Россия получит лояльность Узбекистана и объединение интересов в стратегических вопросах. Узбекистан, возможно, вольется в большинство российских экономических, политических, и военных программ, включая закрытие базы НАТО в Ташкенте. Узбекистан снова окажется под влиянием России как наиболее вероятной наследницы президентской власти, о чем уже сейчас сигнализирует ее непосредственная близость.

Представляется, что Узбекистан ставит на карту свое будущее, определяя его под влияние России, которая преследует интересы в установлении своей власти и подчинении целям Путина в регионе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий