Дипломатическая дуэль Евросоюза вокруг антироссийских санкций

Подпись к изображению: Греческий премьер-министр Алексис Ципрас – один из наиболее дружественно настроенных в отношении России европейских лидеров
Подпись к изображению: Греческий премьер-министр Алексис Ципрас – один из наиболее дружественно настроенных к России европейских лидеров

После того как британские избиратели проголосовали за выход из Европейского союза, раскол в этом блоке заметно углубляется и ширится. Страны Северной и Южной Европы проявляют как  никогда твердое несогласие с такими финансовыми мерами как жесткая экономия и сокращение госрасходов, в то время как в Северной и Восточной Европе усиливаются призывы к восстановлению власти национальных парламентов. Члены ЕС расколоты и по вопросу о будущем санкций Европы в отношении России, которые должны быть автоматически сняты в определенный срок, в том случае если все члены Евросоюза не выскажутся единогласно за их продление или ужесточение.

С самого начала, а санкции действуют с 2014 года, когда Россия присоединила Крым и начала поддерживать сепаратистские силы на Украине, они являются предметом ожесточенных споров и внимательного изучения странами Евросоюза. И, в отличие от правительства США, занимающего жесткую и  непоколебимую позицию относительно применения своих санкций для попыток влияния на Кремль, члены Европейского союза разошлись во мнениях по поводу политики в отношении России. В настоящее время Москва надеется извлечь максимум выгода из несогласия между членами ЕС, однако ее усилия встречают сопротивление.

Угрозы консенсусу

Угроза единству и сплоченности по вопросу санкций заключается в расколе между странами, в которых правительства дружелюбно настроены в отношении Москвы и теми, кто придерживается враждебных позиций. Во вторую группу входят, прежде всего, Польша и страны Балтии, у которых исторически сложились напряженные отношения с Москвой. Они также особо обеспокоены актами демонстрации силы со стороны России, в основном из-за своей уязвимости перед ней: балтийские страны граничат с Западным военным округом России, а Польша примыкает к милитаризованному российскому эксклаву в Калининграде. В отличие от них, страны первой группы, такие как Венгрия, Словакия и Греция, расположены дальше от зоны российского военного присутствия и поддерживают более тесные экономические и энергетические связи с Москвой.

Тем временем, страна, обладающая наибольшим влиянием на позицию Евросоюза в отношении санкций, не принадлежит ни к одному из упомянутых лагерей. У Германии, фактического лидера Европейского союза, долгая и непростая история отношений с Россией. Хотя две эти страны традиционно поддерживают активные экономические и деловые отношения, они также конкурируют за влияние на континенте, в особенности в Центральной и Восточной Европе. С момента начала украинского кризиса, правительство Германии постоянно демонстрирует  свою готовность к дипломатическому взаимодействию с Россией. В то же время, германский канцлер Ангела Меркель подтвердила, что режим санкций будет сохраняться до тех пор, пока Россия не выполнит основных обязательств в сфере безопасности по Минским договоренностям.

Несмотря на разногласия, странам-членам ЕС пока удавалось сохранить единую позицию при голосовании по вопросу санкций. Лидеры дружественных в отношении России государств, например, венгерский премьер-министр Виктор Орбан, или греческий премьер Алексис Ципрас, критиковали негативный эффект санкций на их экономику, время от времени призывая даже к их отмене. Тем не менее, они каждый раз голосовали заодно с Германией, в последний раз – в нынешнем июле, за продление режима санкций. Поскольку экономические и финансовые связи этих стран с Германией и остальными членами Евросоюза значительно более масштабны, чем связи с Россией, сохранение хороших отношений с Берлином для них важнее, чем прекращение санкций в отношении Москвы. До сих пор этого было достаточно для сохранения единства Европейского Союза при голосовании по проблеме санкций.

Трещины в европейском единодушии

Однако, голосование в Объединенном Королевстве за выход из Евросоюза посеяло серьезные сомнения относительно консенсуса в этом блоке. Евросоюз сталкивается с гораздо более острыми проблемами, чем оказание давления на Россию с целью заставить ее выполнять Минские соглашения. Некоторые страны ЕС, включая Венгрию и Италию, призывают к проведению национальных референдумов по различным вопросам, непосредственно касающимся всего Евросоюза, в том числе миграционным квотам и ограничениям государственных расходов. А поскольку детали и сроки выхода Британии из Союза пока не уточнены, члены ЕС, скорее всего, по-прежнему будут в основном обеспокоены дальнейшим развитием блока после «Брексита».

Это благоприятный для России сценарий развития событий. Голосование в Британии обеспечило окно возможностей для Москвы в ее попытках использовать раскол Евросоюза по различным вопросам, и в частности по санкциям. Кроме того, Кремль хорошо понимает, что ему достаточно всего одной несогласной страны, чтобы положить конец санкциям ЕС. Словакия, которая в настоящее время председательствует в Евросоюзе, стала главной целью российской кампании по подрыву единодушия ЕС на очередном голосовании по санкциям, предстоящем в начале 2017  года. Эти усилия Москвы уже привели к многообещающим результатам.

После встречи 25 августа с российским президентом Владимиром Путиным, словацкий премьер-министр Роберт Фико призвал к разумной переоценке режима санкций, а также к учету тех негативных эффектов, которые санкции уже оказали на экономику стран Европейского Союза. Другие подобные встречи между российскими лидерами и главами симпатизирующих Москве стран, таких как Венгрия и Греция, состоятся, вероятно, в ближайшие несколько месяцев. Помимо дипломатии, российские спецслужбы, по всей видимости, прибегнут к использованию мощных сетей влияния, которые имеются у них во всей Европе, задействуют свои контакты в руководстве и бюрократических структурах стран-членов ЕС для распространения разногласий и усиления оппозиции продлению санкций внутри блока.

Контрнаступление балтийских стран

В то время как Россия продолжает свое наступление, страны ЕС, наиболее обеспокоенные угрозой Москвы, будут предпринимать все, от них зависящее, чтобы режим санкций сохранился. Эстония, Латвия, Литва и Польша, вероятно, усилят свою дипломатическую активность, агитируя своих союзников по ЕС за продление режима санкций до полного урегулирования украинского конфликта. Когда эстонский премьер-министр Таави Рыйвас встречался с Ангелой Меркель 24 августа в Таллинне, он призвал Европейский союз держать единый фронт в отношении сохранения санкций. Министр иностранных дел Литвы даже предложил ужесточить санкции в ответ на бездействие Москвы по Минским договоренностям.

Хотя страны, придерживающиеся позиции сохранения санкций в отношении России, пока превалируют в Европейском Союзе, их успех в дальнейшем отнюдь не  гарантирован. Голосование по этой проблеме становится все более и более спорным, а экономические эффекты санкций, а также контр-санкций Москвы начинают сказываться на экономике континента. Теперь, когда референдум о «Брексите» поставил будущее Европейского Союза под вопрос, Россия, вероятно, в ближайшие месяцы получит дополнительные возможности влияния на ситуацию, которыми она не обладала в течение прошедших двух лет.

Таким образом, возникшая неопределенность в Европейском союзе создает реальный шанс, что он проголосует как минимум за ослабление санкций в следующем году. Даже в этом случае решение будет зависеть не только от развития ситуации в Восточной Украине, но и от хода переговоров о выходе Британии из блока. А из этого следует, что в ближайшее время обе стороны спора по вопросу антироссийских санкций предпримут мер по активизации своих политических и дипломатических кампаний.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий