Россия только что вышла из кризиса, но уже столкнулась с проблемой ограниченности экономического роста

Два года назад в ходе ежегодного экономического форума в Санкт-Петербурге, который называют инвестиционной презентацией президента Владимира Путина, споры были сосредоточены вокруг вопроса о направлении развития России после завершения потрясений, связанных с обвалом нефтяного рынка. В этом году общее мнение участников состояло в том, что экономика страны садится на мель.

1200x789

В середине первого года положительного экономического роста за период с 2014 года ситуация сложилась примерно такой, как и предполагалось. Рывок до 2 процентов роста ВВП, прогнозируемый правительством на 2017 год, по мнению Центрального Банка поставил бы Россию перед пределом возможностей ее экономики.

Ирония не ускользнула от внимания многих высших должностных лиц, собравшихся в родном городе Путина на прошлой неделе. «Мы уже подошли к потенциально возможному темпу  роста», – заявила в пятницу в интервью государственному телеканалу Россия-24 глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Одобрительно «похлопывая по спине» своих коллег и себя самого за стабилизацию экономики за счет «сбалансированной» бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, министр финансов Антон Силуанов не оставил никаких сомнений относительно того, чего до сих пор не  хватает российской экономике.

«Стабильная макроэкономическая ситуация – это лишь одно из условий экономического роста, – сказал он в телевизионном интервью. – России необходимы структурные реформы».

Начиная со слабых рыночных институтов и заканчивая неблагоприятным деловым климатом, все узкие места, тормозящие экономический рост, остались без изменений по сравнению с моментом, когда Россия соскользнула в самую длительную рецессию в этом столетии. А поскольку Путин рассматривает альтернативные планы экономического возрождения, существует риск, что президент остановится на компромиссе, способном дать ему больше времени до предстоящих в следующем году выборов, полагает главный экономист московской брокерской конторы BCS Financial Group Владимир Тихомиров.

«Кремль может выбрать «средний вариант», который в сущности является продолжением прежней политики отказа от спорных и непопулярных реформ, – сказал Тихомиров. – Таким образом, социальная и экономическая стабильность в России может быть обеспечена еще на несколько лет, даже несмотря на то, что это, вероятно приведет к масштабной социальной стагнации и еще более глубокой деградации экономики».

В течение первых двух президентских сроков Путина в 2000-2008 годов, когда наблюдался бум на рынке нефти, и цены росли, экономика достигла в среднем 7-процентного годового роста. Согласно заявлениям Министерства финансов и Центрального банка, нынешний потенциал роста составляет менее трети от этого значения.

На основе ежеквартальных расчетов, рост ВВП России был положительным в течение трех кварталов подряд, сказала Набиуллина в понедельник. Международный валютный фонд предсказывает России в среднесрочном периоде экономический  рост в пределах 1,5 процента в год. Правительство ориентируется на достижение к 2020 году темпа роста ВВП в 3,1 процента в год. При этом Путин хочет, чтобы не позже чем через два-три года российская экономика начала расти быстрее, чем мировая.

Выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в прошлую пятницу, Путин лишь отчасти пытался изобразить, что все вновь стало как прежде. Несмотря на то, что по его словам будущее России заключается в развитии цифровой экономики и поддержке высокотехнологических компаний, его программная речь была наполнена теми же тезисами об улучшении инвестиционного климата и защите прав собственности, которые уже звучали ранее.

Впрочем, придавая особое значение фактору отсутствия реформ, некоторые из российских руководителей высшего звена одновременно предостерегают от чрезмерных ожиданий. После снижения процентной ставки всего лишь дважды с сентября прошлого года Эльвира Набиулина заявила, что Центральный банк предпочитает практиковать «градуализм» в своих решениях, даже несмотря на то, что инфляция практически достигла целевой отметки в 4 процента за несколько месяцев до срока, назначенного на конец года.

Для миллиардера Олега Дерипаски, давнего критика Центрального банка, издержки этого подхода уже начинают сказываться. Его Объединенная компания Русал провела в этом году две продажи евробондов и впервые вышла на китайский рынок «панда-бондов», чтобы погасить дорогие российские кредиты, сообщил он в интервью России-24.

«Сегодняшняя политика является не просто жесткой – она создает ростовщические условия, – сказал Дерипаска. – Центральный банк совершенно не спешит, но ведь мы должны развиваться дальше».

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Россия только что вышла из кризиса, но уже столкнулась с проблемой ограниченности экономического роста

    1. Знаешь, Александр, Россия деградировала гораздо меньше чем все без исключения страны бывшего СССР и частично Восточной Европы. Так что подобная «деградация» ещё неплохой успех.

Добавить комментарий