Россия и Китай бросают вызов расколотому Западу

Накануне саммита большой двадцатки в Гамбурге, 4 июля 2017 года президент Китая Си Цзиньпин посетил Москву, где был тепло встречен Владимиром Путиным.  Их двадцать первая официальная встреча была полезной с точки зрения координации действий двух стран по многим международным вопросам.

or-39322

Между Россией и Китаем было подписано более двадцати соглашений, предусматривающих инвестиции в объеме почти двенадцать миллиардов долларов. Эти цифры красноречиво характеризуют отношения между двумя странами, которые они сами определяют как наиболее сбалансированные и прочные, о чем свидетельствует также беспрецедентный уровень контактов между Москвой и Пекином. Легкость, с которой реализуются сложные и масштабные договоры, подчеркивает уровень доверия и сотрудничества, достигнутый персонально Путиным и Си Цзиньпином. Целью их встречи была координация следующих шагов на мировой арене, достижение общей точки зрения по многим темам, которое ведет к взаимному усилению их позиций. Это в полной мере относится к проблемам Сирии и Северной Кореи.

Дональд Трамп и весь остальной мир знают, что при переговорах с Москвой по Северной Корее следует принимать во внимание китайские соображения, а обсуждение с сирийского урегулирования с Пекином требует учета российских интересов. Москва и Пекин были готовы взаимно поддерживать друг друга в переговорах с Вашингтоном в целях укрепления их общей стратегии достижения выгодных условий для всех договаривающихся сторон. Пример, которым можно это проиллюстрировать – согласованность китайско-российских позиций относительно международного расследования предполагаемого инцидента с применением химического оружия в Сирии в апреле. Еще один пример – твердая оппозиция обеих стран любым попыткам повлиять на события в Северной Корее военными средствами.

Перед Путиным и Си Цзиньпином стояла важная задача – объяснить Трампу свою стратегическую точку зрения по этим деликатным вопросам. Они стремятся оказать влияние на процесс принятия решений в Америке, в то же время осознавая глубокие внутренние разногласия внутри Соединенных Штатов и ограниченные возможности Трампа лично принимать независимые решения в международной политике, а также его склонность делегировать эти решения своим подчиненным.

На повестке дня, судя по всему, стояли также разногласия, обиды и напряженность между западным блоком и вассальными государствами на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты глубоко расколоты изнутри, и этим обусловлена вечная борьба между различными структурами «государства в  государстве», начиная от сторонников интервенций в стиле Буша-младшего до поборников прав человека во главе с Обамой. Эти разногласия отразились на обстановке в Совете сотрудничества государств Персидского залива. После визита президента США на Ближний Восток, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия спровоцировали самый сильный внутренний раскол в Совете за все время его существования, когда Эр-Рияд объявил о готовности предпринять беспрецедентные меры против Катара.

В Европе продолжающийся поток мигрантов в сочетании с событиями, связанными с выходом Британии из ЕС, а также сложные взаимоотношения  некоторых европейских лидеров с Дональдом Трампом, привели к серьезным трениям между многими европейскими странами и администрацией Соединенных Штатов. Нет ничего удивительного в том, что международные отношения в такой обстановке позволяют Москве и Пекину многого достичь благодаря четким и согласованным совместным действиям. Примером того, как меняется международная обстановка, может служить Турция, которая имеет общие позиции с Саудовской Аравией и Катаром по сирийской проблеме, но в то же время открыто поддерживает Доху в ее недавних спорах с Эр-Риядом. Хотя у Анкары плохие отношения с Берлином, отражающиеся на личной взаимной неприязни между Эрдоганом и Меркель, намерением Турции является превращение благодаря газопроводу «Турецкий поток» в энергетический центр Европы. При всех сложностях, Лондон и Вашингтон, по видимому, согласовали будущие приоритеты, такие как необходимость увеличения военных расходов стран НАТО, многие из которых сталкиваются с трудностями в балансировании бюджета и поэтому не хотят направлять десятки миллиардов долларов в вооружения, а также создание сильных разногласий между странами Европейского Союза.

Едва ли можно сказать, что прошедший саммит G20 принес сенсационные решения или широкомасштабные соглашения. Однако, именно там состоялась первая открытая конфронтация между множеством фракций, из которых состоит западный консенсус, и китайско-российским альянсом. Надежда России и Китая заключается в том, чтобы перехватить инициативу у евро-американской системы (часто использовавшей свое превосходство для продвижения собственных интересов в ущерб мировому сообществу) и повести мир к целям, которые исключают конфликты, подобные северокорейскому и сирийскому. Окажутся ли эти цели достижимыми, будет зависеть от западных партнеров и их готовности идти на компромиссы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий