Низкие доходы как запускающий элемент революции часть 3

Источник перевод для mixednews – Света Гоголь

1 часть

2 часть

Аугсбургский религиозный мир и религиозное самоопределение

Аугсбургский религиозный мир был заключён в 1555 году. Основной его принцип гласил: cuius region eius religio (чья власть, того и вера). По условиям этого документа каждое  суверенное государство имело право устанавливать религию для своих подданных. После заключения Аугсбургского религиозного мира лютеранских государств стало значительно больше, поскольку лютеране насаждали своё правительство в католических странах и превращали их в мирские княжества,  что происходило в нарушение «духовной оговорки» Аугсбургского религиозного мира. Кальвинисты также получили контроль над германскими государствами, с ключевым государством палатинат  (пфальцграфство), одним из семи государств-выборщиков, имеющих стратегическое расположение в средней части Рейна.

В 1608 году курфюрст Пфальцский сформировал Евангелическую унию для защиты своих политических интересов, которая вела переговоры с  Республикой Соединённых провинций, Англией и Францией Генриха IV. В 1609 году под предводительством Баварии был создан Союз католических германских государств с целью найти помощь и защиту от католической Испании. Франция, Республика Соединённых провинций и Испания вынашивали геополитические планы, которые были связаны с возможным падением Священной Римской Империи. В то же время Габсбурги из Австрии прилагали все возможные усилия для того, чтобы с корнем вырвать протестантизм на своих землях и возродить Священную Римскую Империю, превратив её в современное имперское государство, основанное, скорее, на геополитической мощи, чем на теологической законности. Намерения Австрии вынудили католическую Францию выступить в качестве защитника протестантизма за пределами Франции, в Восточной Европе, в то время, как в самой Франции крайние кальвинисты и гугеноты подвергались преследованиям.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система международных отношений

Тридцатилетняя война, явившаяся результатом различных геополитических и религиозных столкновений, была чрезвычайно сложным явлением. С одной стороны, это была гражданская война, последовавшая за политическим расколом в Германии, которая велась во имя религиозной независимости. С другой – это была война за решение конституционных разногласий между императором Священной Римской Империи и протестантскими германскими княжествами, боровшимися за политическую независимость. Два фронта этой гражданской войны –  религиозный и политический – не совпадали, порождая определённые геополитические и религиозные альянсы. В то же время, эта война была и межгосударственной – между Бурбонами Франции и Габсбургами в Австрии, между Францией и Англией, между Испанией и Республикой Соединённых провинций. Кроме того, в войну были вовлечены короли Дании, Швеции и князь Трансильвании.

Вестфальский мир, заключённый 15-24 мая 1648 года 109-ю признанными суверенными единицами Европы был основан на серии мирных договоров, подписанных между маем и октябрём 1648 года в Оснабрюке и Манстере. Подписание этих договоров ознаменовало  завершение Тридцатилетней войны (1618–1648) в Священной Римской Империи, и Восьмидесятилетней войны, известной также как Нидерландская революция (1568–1648) между Испанией и  Семнадцатью провинциями, которые стали Республикой Соединённых провинций.

Вестфальский мир не принёс мира в Европу, но положил начало новой мировой геополитической системе в центральной Европе, вошедшей в историю как Вестфальская система международных отношений. Эта система была основана на концепции мирового порядка суверенных государств-наций, управляемых независимыми монархами, над которыми не было никакой высшей власти, кроме установленных Вестфальским миром правил. Условия договоров стали неотъемлемой частью  конституционного права Священной Римской Империи. Мир в Европе, однако, восстановлен не был. Франция и Испания оставались в состоянии войны ещё 11 лет,  до подписания Пиренейского мира в 1659 году.

Экономика Франции времён Людовика XIV

Людовик XIV (1638-1715) унаследовал французский трон в 1643 году в возрасте пяти лет. Двадцать лет спустя, в 1661 году, после смерти премьер-министра и кардинала Мазарини (родился в 1602 году, регент с 1643 по1661 год)  двадцатипятилетний король взял управление страной в свои руки. Людовик XIV находился у власти семьдесят два года, и лично управлял страной пятьдесят два из них, вплоть до своей смерти в 1715 году в возрасте семидесяти семи лет. Ни одному другому монарху в европейской истории не удавалось удерживать абсолютную высшую власть столь долгое время.

Людовик XIV был значительно больше, чем титулованная королевская особа. Он был действующим главой правительства своей активно развивающейся страны в течении более чем полвека. Унаследовав политические и экономические достижения кардинала Ришелье (родился в 1585 году, первый министр с 1624 по1642 год) и, позже, кардинала Мазарини, Людовик XIV сделал Францию величайшей державой в Европе в культурном, экономическом, политическом и военном отношениях. Он олицетворял век абсолютной монархии и стал ранним инициатором установления баланса геополитических сил, экономического планирования и экономического национализма.

Успехом своей политики Людовик XIV во многом обязан теории дирижизма Жана-Батиста Кольбера (родился в 1619 году, министр финансов Франции с 1665 по1683 год).  Дирижизм – это политика государственного управления экономикой. Даже в свободных рыночных экономиках должны присутствовать элементы правительственного регулирования для предотвращения саморазрушительных  кризисов, также как и некоторые элементы централизованного планирования, с помощью которого государство может проводить эффективный контроль тех областей экономики, где частные предприятия и рыночные силы не способны удовлетворить потребности общества.

Политика государственного вмешательства в рыночную экономику сделала Кольбера уважаемым и эффективным министром при дворе королевского абсолютизма. Его вклад в развитие французской промышленности и возрождение французской экономики, оказавшейся на грани краха из-за непомерных военных расходов короля, оценили и современники, и историки.

В вопросе международной торговли Кольбер пошёл дальше  Ришелье с его политикой меркантилизма. Он решил использовать обширный внутренний рынок Франции для создания крупной, и большей частью самодостаточной экономики, введя беспошлинную торговлю между разными регионами в пределах Франции.

Он создал унифицированный торговый кодекс, который заменил устаревшие средневековые таможенные пошлины. Он учредил общегосударственную систему взимания налогов для того, чтобы снизить полномочия сборщиков, отчего прямые налоговые поступления в королевскую казну значительно возросли.

Некоторые историки указывают на то, что впечатляющие усилия Кольбера сводились на нет неумеренными тратами Короля Солнце на бесконечные войны, опустошавшими французскую казну. Однако войны, которые вёл Людовик XIV, хотя, вне всяких сомнений, стоили дорого, в долгосрочной перспективе обогатили Францию — они расширили возможности французской экономики. Можно ли считать расширение территории государства военным путём приемлемым способом достижения экономического роста – вопрос из области политической философии. Но то, что расширение территории является позитивным фактором для экономического роста – это неоспоримый факт.

Кольбер и проблема заработной платы

И всё же одна важная деталь ускользнула от внимания Кольбера при формировании стратегии экономического развития. После того, как английская промышленная революция докатилась до Франции, Кольбер не предпринял никаких сознательных шагов для того, чтобы поднять заработные платы во Франции до уровня возрастающих доходов населения Англии.

Неспособность поддерживать заработную плату во Франции на уровне заработной платы в Англии сыграла ключевую роль в постепенном ослаблении французской экономики и стала прямой экономической причиной Великой французской революции.

В 1789 году крестьянин на ферме или неквалифицированный рабочий получал жалование в размере от 15 до 30 су в день. Стоимость буханки хлеба  (из-за плохого урожая) за один 1789 год выросла с 9 до 15 су. Семье из четырёх человек, чтобы элементарно выжить, требовалось две буханки.

Это означает, что для обычных людей полуголодное существование в то время было делом обычным, в то время как аристократия и буржуазия жили в роскоши и пользовалась дорогими товарами, которыми их обеспечивала небольшая группа высокооплачиваемых мелких производителей и торговых посредников.

Одним из пунктов рыночной реформы Кольбера стало основание в 1665 году завода по производству стекла и зеркал. Наладив производство, Кольбер рассчитывал прекратить импорт венецианского стекла. И действительно,  с 1672 года, как только французские производители стекла смогли заменить иностранную продукцию, оно было запрещено к ввозу.

Кольбер оказывал поддержку производителям фламандского текстиля, открывавшим производство во Франции. Цель состояла в передаче новых, более совершенных фламандских технологий французским мастерам. Кроме того, в рамках своей политики национального экономического развития, он основал производство королевских гобеленов и поддержал мастерские в Бове и Обюссоне.

Кольбер развивал французскую экономику, повышая пошлины на импорт товаров и поддерживая большую часть крупных проектов внутри страны. Определённые усилия предпринимались и для того, чтобы обеспечить успех французской Ост-Индской компании, начатой в 1664 году с целью составить конкуренцию британской и датской Ост-Индским компаниям в колониальной Индии.

Кольбер беспокоился и о защите выходов на азиатский рынок, чтобы обеспечить бесперебойный поток во Францию  предметов роскоши — кофе, хлопок, красильное дерево, меха, перец и сахар, всё необходимое для поддержания растущего уровня жизни. Вдобавок, Кольбер основал французский торговый флот, обеспечив государственной поддержкой предприятия, занимавшиеся строительством океанских судов.

Стремясь защитить отечественные предприятия, Кольбер обложил пошлиной международную торговлю, проводя в то же время политику унификации французской денежной системы для служения внутреннему рынку. Благодаря политике дирижизма Кольбера были улучшены дороги и каналы, что также способствовало развитию торговли.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Низкие доходы как запускающий элемент революции часть 3”

  1. на счёт низкой зарплаты, как определения недальновидности…. это интересно.. у китайцев за чертой бедности, как только что выяснилось 126 миллионов чел… и это при том что черта бедности у китайцев это 1 доллар в день… хотя во всем мире …в том числе и в Африке …черта бедности это аж! 1.25 долл… в день на человека… то есть получая 1.30 долл в день.. ты уже официально не нищий по мировым стандартам… а по китайским наверно вообще живёшь в шоколаде… за то у китайцев вторая по величине экономика в мире… и накоплений на ахрененное количество триллионов долл..
    … и вот приходится жить при таком маразме.. и не понятно завидовать китайцам или сочувствовать…?..

Добавить комментарий