Плохие новости для Америки: Россия и Китай скоро смогут сбивать стелс-истребители F-22 и F-35

Компания Boeing и ВМС США в последнее время подробно объясняют, как сочетание длинноволнового инфракрасного поиска и слежения с помощью высокоскоростных сетей передачи данных между большим количеством кораблей и усовершенствованными алгоритмами взаимодействия датчиков может привести к созданию систем, способных отследить стелс-истребитель противника. Все это означает, что появление таких возможностей у России и Китая является лишь вопросом времени.

Как у Москвы, так и у Пекина имеется большинство элементов, необходимых для создания технологий, способных отслеживать малозаметные цели, аналогичных тем, которые продемонстрировали ВМС США и компания Boeing в ходе учений Fleet Exercise 2017 на паре модифицированных истребилелей F/A-18E Super Hornet, использующих комбинацию процессора DTP-N, высокоскоростной IP-сети TTNT и длинноволнового блока инфракрасного слежения и  наведения IRST.

В ближайшие годы ВМС США примут на вооружение средства слежения за малозаметными целями, а истребитель Block III Super Hornet начнет поступать на вооружение в 2022 году. Учитывая, что русские и китайцы уже обладают отдельными элементами технологий, необходимых для воспроизведения возможностей ВМС США, очевидно, что раньше или позже они также начнут применять аналогичные средства против стелс-истребителей.

У русских, как отмечает эксперт из Центра военно-морских исследований Майкл Кофман, уже на протяжении нескольких десятилетий имеются инфракрасные датчики поиска и сопровождения, установленные на борту боевых самолетов. Даже самые ранние версии МиГ-29 и Су-27 были оснащены системой инфракрасного слежения IRST. Русские продолжают ставить на вооружение современные истребители, такие как Су-30СМ и Су-35С, оборудованные модернизированной и усовершенствованной системой IRST, хотя дальность ее действия никак  нельзя  назвать впечатляющей. Даже перспективный Су-57 ПАК-ФА включает инфракрасную систему обнаружения и сопровождения 101KS-V. «Каждый российский самолет, выпущенный на протяжении последних 30 лет, несет на борту гигантскую панель IRST», – говорит Кофман.

Впрочем, остается неизвестным, какой диапазон инфракрасного излучения используется в российских системах. По мнению специалистов, скорее всего, они используют средневолновой инфракрасный диапазон. Большинство военных инфракрасных датчиков воздушного базирования имеют тенденцию использовать именно среднюю часть инфракрасного спектра из-за оптимального компромисса между дальностью и разрешающей способностью. Длинноволновая часть используется реже, поскольку, хотя она обладает превосходными возможностями с точки зрения дальности, а также возможностью отслеживать объекты с особо низкой температурой поверхности, такие датчики страдают из-за низкого разрешения и нестабильности работы. Однако, преимущество заключается в том, что длинноволновой инфракрасный датчик может обладать достаточной чувствительностью, чтобы обнаруживать тепло, генерируемое при нарушении воздушного потока и трении наружной обшивки самолета во время движения сквозь атмосферу.

Длинноволновой диапазон инфракрасного излучения (LWIR) уже давно является несбыточной мечтой Пентагона. «Чувствительность может быть усилена непосредственным образом за счет разработки детекторов, которые реагируют на инфракрасное излучение с длиной волны 8–12 мкм (LWIR). Этот диапазон является крайне желательной рабочей полосой, потому что она обеспечивает наибольший уровень сигнала для заданной разницы температур между объектом и его фоном (например, при идентификации наземных объектов), – пишут эксперты Дэвид Шмидер и Джеймс Тиг из Информационно-аналитического центра оборонных систем. –  К сожалению, эта полоса частот является одной из самых трудных для работы детекторов, поскольку длинноволновое излучение обладает меньшей энергией, чем коротковолновое. Таким образом, создание датчиков LWIR означает также возможность обнаружения таких низкоэнергетических источников, как латентный тепловой поток и связанный с ним шум».

Компания Boeing в основном решила проблемы, связанные с шумом, перебоями и разрешением, используя новые алгоритмы и огромную вычислительную мощность компьютера DTP-N, установленного на борту истребителя Block III Super Hornet. Результатом стал датчик, обладающий достаточной чувствительностью для обнаружения воздушных целей в расширенном диапазоне, выходящем даже за пределы возможностей активного радиолокатора с электронным сканированием, такого как Raytheon AN/APG-79. Невозможно укрыться от длинноволнового инфракрасного датчика, поскольку камера способна обнаруживать тепло, создаваемое турбулентностью молекул воздуха или солнечным излучением, поглощенным обшивкой самолета и излучаемым как тепловой фон.

«Даже если самолет противника, приближающийся к вам, представляет собой малозаметную для радаров цель, он все же имеет тепловой демаскирующий признак, – говорит Боб Корнегэй, руководитель группы перехвата в программах F/A-18E/F и  EA-18G. – Таким образом, это дает нам преимущество, в то время как наши противники начали разрабатывать свои стелс-самолеты. Это помогает нам преодолеть их средства защиты за счет выхода за пределы средней полосы инфракрасного диапазона».

Дело в том, что оборонная промышленность России и Китая также обладает опытом разработок инфракрасных датчиков IRST и, вероятнее всего, имеет возможность обеспечить длинноволновой инфракрасный поиск и сопровождение без особых трудностей. Аналогично, как у русских, так и у китайцев есть доступ к бортовым сетям передачи данных. Российский МиГ-31 (Foxhound) оснащен системами RK-RLDN и APD-518, причем последняя способна координировать полет группы из четырех самолетов. Новейшие российские истребители, такие как Су-30СМ, Су-35С и Су-57, также оснащены линиям и передачи данных, как и машины их китайских партнеров. Хотя скорость и производительность этих линий неизвестна, вполне можно допустить, что как в Москве, так и в Пекине разработаны высокоскоростные линии передачи данных воздушного базирования. Как только у русских и китайцев появится возможность связать два или более самолета, оснащенных системами IRST, высокоскоростной линией передачи данных, у них будет большая часть ингредиентов, необходимых для обнаружения и сопровождения стелс-целей.

Таким образом, остается открытым вопрос, способны ли Россия и Китай разработать эффективные алгоритмы взаимодействия датчиков, что является сложной задачей даже для американских военных подрядчиков. Это потребует определенного времени, но вполне вероятно, что обе страны имеют возможность разрабатывать программное обеспечение и компьютерную технику, необходимые для решения задачи. Пекин, имеющий больший доступ к внешним источникам вычислительной техники, с большей вероятностью сможет разработать такой пакет авионики уже в ближайшем будущем.

Тем не менее, Россия также, вероятно, способна создать подобные средства, учитывая возможный доступ к иностранным процессорам с помощью Китая, если с самой России не будут сняты санкции. Как только Китай или Россия смогут собрать воедино длинноволновую систему IRST, высокоскоростные линии передачи данных, а также компьютеры и алгоритмы для обеспечения взаимодействия нескольких самолетов в режиме реального времени, способность американских истребителей пятого поколения действовать в воздухе независимо сразу уменьшится. На самом деле, ВВС США ожидали подобного развития событий: служба отмечала, что истребитель F-22 Raptor к  началу тридцатых годов столкнется с растущими возможностями противника в области обнаружения и сопровождения.

«График, связанный с возобновление производства F-22, предусматривает новые поставки со второй половины двадцатых годов, – говорится в докладе ВВС Конгрессу США 2017  года, где подробно рассказывается о расходах на возобновление производства этих истребителей. – В то время как F-22 остается главным средством обеспечения превосходства в воздухе, новые поставки начнутся в тот момент, когда их возможности уже будут сталкиваться с растущими угрозами со стороны основных противников».

Действительно, хотя инженеры в конечном итоге могут научиться преодолевать длинноволновое слежение за стелс-истребителем, такие технологии, вероятно, должны быть интегрированы в самолет с самого начала разработки. Маловероятно, что они могут быть внедрены в порядке модификации, из чего следует, что нынешние стелс-истребители, вероятно, будут становиться все более уязвимыми, как и предполагал Пентагон.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0