Реформы, проведенные в России после 2015 года, укрепляют способность страны противостоять глобальным потрясениям

Проведение реформ в России в течение последних пяти лет означает, что страна, столкнувшись с двукратным падением цен на нефть и потрясениями, связанными с коронавирусом, оказалась в более лучшем положении, чем в 2014-2015 годах, когда также произошло падение цен на нефть, сообщает рейтинговое агентство Fitch Ratings. Анализ суверенного рейтинга для России, проведенный специалистами агентства, был сосредоточен на таких аспектах: сохранятся ли доверие к российской политике и последовательность в ее проведении в условиях конституционных реформ и неизбежного удара по росту ВВП, и как все эти потрясения могут проверить на прочность государственный и внешний баланс страны, по сравнению с аналогичными рейтингами других стран.

Укрепление суверенного баланса России, сокращение внешних заимствований в сочетании с комплексом успешных мер в сфере политики легли в основу повышения агентством рейтинга России до «BBB» / «Стабильный» в августе 2019 года (агентство подтвердило рейтинг 7 февраля). Принятие властями эффективных политических мер реагирования на предыдущее падение цен на нефть поддержало макроэкономическую стабильность и создало пространство для маневра при реагировании на эти кризисы.

Повышение доверия и стабильности в сочетании с сокращением внешнего долга и задолженности в иностранной валюте обеспечивают высокую гибкость обменного курса рубля и, следовательно, способность России противостоять внешним ударам (рубль обесценился на 14% по отношению к доллару с 7 марта). В то же время продажи иностранной валюты по бюджетному правилу (выручка от продажи нефти в иностранной валюте продается, когда цены оказываются ниже базовой цены, установленной в этом году на уровне 42,4 доллара) и валюты, полученной от продажи Сбербанка, использовались в целях снижения волатильность обменного курса.

Низкая инфляция (2,3% в годовом исчислении в феврале) дает Центробанку России возможность реагировать на кризис, не повышая ставку в ближайшей перспективе, несмотря на потенциальное ценовое давление, вызванное обменным курсом (20 марта ставка удерживалась на уровне 6,0%). В рейтинговом агентстве полагают, что ЦБ будет осторожен, если решит ослабить политику ниже расчетного диапазона для нейтральных процентных ставок (на 200-300 базисных пункта выше целевого уровня инфляции в 4%).

ЦБ РФ использовал макропруденциальные меры для поддержки внутренней ликвидности и доступности кредитов. Жизнеспособность финансового сектора улучшилась после 2014-2015 годов благодаря усилиям по улучшению регулирования и надзора, снижению долларизации экономики и практически закрытию валютных позиций. Однако ослабление рубля и замедление экономического роста окажут давление на качество активов банков и их прибыльность.

Госбюджетные счета менее подвержены нефтяным потрясениям, чем это было в 2014–2015 годах, благодаря разумному фискальному управлению, которое привело к снижению безубыточности цены на нефть и ненефтяного дефицита, консервативному планированию и гибкости обменного курса. По оценкам Fitch, федеральный бюджет теряет 0,5% ВВП в доходах от нефти при каждом снижении цены на нефть на 5 долларов, но восстанавливается на 0,06% при каждом повышении курса рубля по отношению к доллару. Сбережения в Фонде национального благосостояния (ФНБ), накопленные от продажи нефти в рамках бюджетного правила, позволит российскому правительству выполнить существующие фискальные обязательства. Общий государственный долг находится на низком уровне, составляя 14,7% ВВП на конец 2019 года, тогда как общие государственные депозиты составляли 15,3% ВВП, включая ликвидные активы ФНБ.

Низкие потребности в финансировании (погашения в среднем составляют 0,8% от ВВП в 2020-2021 гг.) и недавний отчет по бюджетной консолидации обеспечивают определенные возможности для принятия ответных мер в области бюджетной политики.

Объявленные меры включают 300-миллиардную поддержку для непосредственно затронутых секторов, перечисления домашним хозяйствам и налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, частично покрываемые за счет перераспределения бюджетных средств. Кроме того, правительство намерено увеличить доходы от ненефтяных секторов в 2021-2022 годах за счет увеличения налогов на дивиденды, выплачиваемые зарубежным инвесторам, и налогообложения процентных доходов по финансовым активам свыше 1 миллиона рублей.

Дополнительная поддержка, скорее всего, будет оказана, поскольку внутренние меры сдерживания и ослабление глобального фона сильно влияют на ВВП. Тем не менее, Fitch ожидает, что дополнительная финансовая поддержка будет умеренной по сравнению с другими странами. Отчасти это связано с тем, что власти хотят избежать обострения нестабильности финансового рынка, а также потому, что бюджетные резервы ниже, чем у других экспортеров нефти из СНГ, несмотря на недавнее восстановление. Это частично компенсируется более гибкой и последовательной политикой России, но гибкость в отношении внешнего финансирования ограничена американскими санкциями по сравнению с другими аналогами в категории «ВВВ».

Предлагаемые конституционные поправки открывают возможность для того, чтобы президент Владимир Путин смог снова баллотироваться на выборах в 2024 году (голосование по поправкам было отложено). Это означает, что необходимость ускорения темпов экономического роста и повышения уровня жизни и недопущение продолжительного экономического спада после преодоления кризиса в сфере здравоохранения будут являться важными политическими факторами. Способность руководства достичь этих целей без ущерба для политического доверия, приобретенного в результате успехов после 2015 года, будет иметь важное значение для определения воздействия кризиса на суверенную кредитоспособность  России.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий