История появления винила

До сих пор виниловая музыка у многих ассоциируется с детством, когда старый дедушкин граммофон с треском проигрывал пыльную пластинку. Тогда она была способна создавать неповторимую атмосферу, окутывающую теплом и романтикой. Воссоздать ее сейчас можно с помощью новых или винтажных проигрывателей и магазина «Винилотека», где собрана огромная коллекция виниловых пластинок. Здесь можно найти редкие и антикварные записи с богатой историей, не менее интересной, чем история создания и развития данного формата записи звука.

Первый этап. Создание проигрывателя

История винила началась в 1857 г. В тот год парижский ученый Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль изобрел фоноавтограф. Это устройство записывало звуковую дорожку на стеклянном шаре, который предварительно коптили или накрывали бумагой. Записанный звук улавливался рупором с иголкой на конце.

В 1877 г. будущим всемирно известным ученым Томасом Эдисоном был запатентован прибор с деревянными и оловянными валиками, который впоследствии стал известен как прототип виниловых проигрывателей. Перед началом работы валики покрывались бумагой, смоченной воском, или фольгой. Эдисоновский звукосниматель отличался чувствительностью к внешней среде и физическим воздействиям, а его производство требовало немалых трудозатрат.

В 1897 г. американский изобретатель Эмиль Берлинер запатентовал сразу два устройства – граммофон и рекордер. При их создании он опирался на принципы Мартенвиля, доработанные Эдисоном. Так ему удалось создать приборы для записи и воспроизведения звука, которые могли переносить транспортировку и сложные эксплуатационные условия.

В разработке Берлинера впервые задействовали плоский цинковый диск, на который рекордером наносили «звуковой рисунок». Сначала звуковая дорожка наносилась на диск, который затем становился матрицей для изготовления копий.

Единственной задачей, которой в то время были озабочены инженеры, был поиск материала, который бы обходился недорого и мог легко переносить любые воздействия.

Второй этап. Выбор материалов

С момента изобретения при производстве грампластинок использовался эбонит – каучук, прошедший вулканизацию и окрашенный в темно-бурый цвет. По своим свойствам он напоминал современную пластмассу и был удобен в тиражировании. Однако под воздействием солнечного света эбонит окислялся, поэтому быстро приходил в негодность.

Спустя несколько лет эбонит сменился органическим шеллаком. Именно с его появлением стали производиться пластинки, которые со временем заполонили музыкальные магазины и частные коллекции. Для их воспроизведения использовали граммофон, а с начала XX в. – механический патефон. Пластинки тех времен были наделены следующими недостатками:

  • сложностью в производстве,
  • высоким уровнем амортизации,
  • небольшим сроком эксплуатации,
  • возможностью записывать на одной стороне только одну композицию.

В начале 1930-х гг. была разработана технология стереофонической записи, которая позволила увеличить продолжительность звучания с одной до шести песен. Однако даже эта технология не смогла увеличить срок эксплуатации шеллачных пластинок, который насчитывал не более полугода.

Примерно в 1935 г. ученые впервые изобрели магнитную ленту. Чтобы выдержать конкуренцию, производители пластинок привлекли химиков-технологов. Результатом их сотрудничества стали виниловые пластинки, первую партию которых выпустили в 1948 г. Преимуществами этого материала стали:

  • высокая износостойкость,
  • простота в производстве,
  • незначительная толщина (не более 1,5 мм).

Именно простота в производстве стала причиной того, что в 1950-1960-х гг. рынок заполонили кустарные пластинки. Народные умельцы научились перезаписывать звук с оригинальных носителей на фотографии, открытки и рентгеновские снимки. До сих пор альбомы мировых исполнителей, записанные таким способом, можно встретить в коллекциях заядлых меломанов.

Третий этап. Поиск подходящих форматов

Помимо материала и проигрывателей, изменения коснулись и других параметров пластинок. Среди них:

  1. Технология записи. С момента создания до 1920 г. запись звука осуществлялась механическим путем, что обеспечивало частоту не более 4 тыс. Гц. В 1920 г. его сменил электроакустический способ, при котором запись велась с помощью микрофона. Это позволило увеличить частоту звучания до 10 тыс. Гц.
  2. Размер. В конце XIX в. производились грампластинки стандартного диаметра, который составлял 7 дюймов. В начале XX в. к ним добавили 12-дюймовые пластинки, а затем 10-дюймовые. На территории бывшего Советского Союза обращались пластинки диаметром 17,5, 25 и 30 см.
  3. Формат записи. Со всех пластинок звук считывается с помощью иглы, которая двигается в разных плоскостях. До 1958 г. она могла двигаться только слева направо и наоборот, улавливая вертикальные вибрации. Такие пластинки назывались монофоническими. Позднее появились пластинки, у которых вертикальная «звуковая картинка» наносилась на левую стенку борозды, а горизонтальная – на правую. Их назвали стереофоническими. Помимо них, изготавливались квадрофонические пластинки с четырьмя каналами, но они не обрели популярности.
  4. Скорость вращения. В советское время использовались грампластинки, которые были способны за 1 мин. совершать 78 оборотов. На них можно было записывать до 12 мин. звука. Этот параметр менялся много раз, пока не добрался финальной точки на отметке 33 1/3 оборота в минуту.

Перспективы винила

С момента создания первого устройства для воспроизведения звука прошло более 160 лет. За это время оно перенесло множество изменений, но с точки зрения механики принцип его работы остался неизменным. И какими бы темпами ни развивались современные технологии, сейчас и в будущем всегда найдутся люди, которые будут ценить проигрыватели и виниловые пластинки, способные воспроизводить теплый звук высокого качества и детализации.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0