Нуклеаризация американской дипломатии: жесткая риторика и радиоактивная дубинка

21 августа шесть стратегических бомбардировщиков B-52H, составляющих примерно седьмую часть боеспособного бомбардировочного арсенала США, вылетели со своей базы в Северной Дакоте на базу Фэйрфорд в Англии, для проведения интенсивных операций в небе над Европой на протяжении нескольких недель. Хотя фактическая боевая нагрузка гигантских бомбардировщиков держалась в секрете, каждый из них способен нести в бомбовом отсеке восемь крылатых ракет AGM-86B с ядерными боеголовками. Другими словами, эти шесть самолетов могли иметь на борту 48 термоядерных боевых блоков, готовых смести с лица большую часть Западной России, включая Москву и Санкт-Петербург.

Однако, что, во имя всего святого, они там делали? По словам официальных представителей США, эта операция была призвана продемонстрировать способность Америки развернуть подавляющую военную мощь в любой точке планеты и тем самым напомнить союзникам по НАТО, что США по-прежнему привержены своим обязательствам по их защите. Хотя они не уточнили, какой именно сценарий имелся в виду, европейские операции бомбардировщиков свидетельствуют о том, что их роль заключается в размахивании ядерной «дубиной», демонстрируя все более враждебную позицию в отношении России. Так, два из них пролетели над Балтийским морем недалеко от Калининграда, российского эксклава, где дислоцированы несколько ключевых военных объектов.

В ходе еще одного развертывания бомбардировщиков с не менее тревожными последствиями, 4 сентября три B-52 с эскортом  из украинских истребителей пролетели над Черным морем вблизи крымского побережья. Как и другие подобные маневры, этот вылет спровоцировал стремительную реакцию российских перехватчиков, которые нередко пролетают в опасной близости от американских самолетов. На фоне растущей напряженности между поддерживаемым США украинским правительством и пророссийскими повстанцами на востоке страны, развертывание бомбардировщиков рассматривалось как очередная ядерная угроза в адрес Москвы.

При всей их очевидной провокационности, это были далеко не единственные вылазки американских ядерных бомбардировщиков за последние месяцы. В-52 приближались вплотную к границе российского воздушного пространства в Арктике и к местам дислокации российского контингента в Сирии. Тем временем, другие бомбардировщики (В-52, В-1 и В-2) выполняли аналогичные полеты вблизи китайских позиций в Южно-Китайском море и у побережья спорного острова Тайвань. Никогда за все десятилетия после завершения холодной войны такое количество американских ядерных бомбардировщиков не участвовало в операциях «демонстрации силы».

«Демонстрация решимости» и принуждение противников

Различные государства уже давно проводят военные операции с целью запугать другие державы. В далекие времена это называлось «дипломатией канонерок», и морские корабли были более предпочтительными инструментами для подобных миссий. Возникновение ядерного оружия сделало их еще более опасными. Однако, это не помешало США использовать его в качестве инструмента устрашения на протяжении всей холодной войны. Впрочем, в какой-то момент даже ядерные стратеги стали осуждать акты «ядерного принуждения», заявляя, что ядерное оружие не может быть использовано для каких-либо целей, кроме сдерживания, то есть использования угрозы «массированного возмездия», призванной предотвратить нападение другой страны.

Президент Обама стремился сократить ядерный арсенал Америки, хотя именно его администрация начала дорогостоящую «модернизацию» этого арсенала. В своей речи на церемонии вручения Нобелевской премии он поклялся «положить конец мышлению эпохи холодной войны». К сожалению, Дональд трамп сдвинул циферблат «часов Судного Дня» в противоположном направлении, в том числе расширив использование ядерного оружия в качестве инструмента принуждения. Глубокое желание Трампа укрепить роль ядерного оружия в доктрине национальной безопасности было впервые изложено в Обзоре ядерной политики и ядерного арсенала в феврале 2018 года. Помимо призыва к ускоренной модернизации ядерного арсенала, он одобрил использование этого оружия для демонстрации «решимости», то есть готовности подойти к грани ядерного конфликта из-за политических разногласий.

Ядерные «вылазки» США в Арктике и на российском Дальнем Востоке

Во время маневров в Европе в нынешнем августе шесть В-52 с военно-воздушной базы Майнот в Северной Дакоте прошли окольным маршрутом к северу от Гренландии, которую Трамп безуспешно хотел приобрести в прошлом году. Они спустились над Баренцевым морем в пределах легкой досягаемости ракетного обстрела с огромного российского военно-морского комплекса в Мурманске, где базируется большинство подводных лодок с баллистическими ракетами. По мнению аналитиков, это было очевидным посланием в адрес Москвы.

В стратегическом плане, Вашингтон в основном игнорировал Арктику до тех пор, пока сочетание таких факторов как глобальное потепление, ускоренное бурение нефтяных и газовых скважин в регионе, а также усиление российской и китайской военной активности не спровоцировало растущий интерес США. По мере таяния ледяного покрова энергетические компании получают возможность разрабатывать обширные углеводородные ресурсы. Это привело к лихорадочным усилиям прибрежных государств, и прежде всего России, по выдвижению претензий на эти ресурсы и наращиванию своего военного потенциала в высоких широтах.

На фоне этих событий Пентагон регулярно стал направлять американские боевые корабли в Арктику, проводя там все более масштабные военные учения. Так, например, весной на севере Норвегии, всего в нескольких сотнях километров от важнейших российских баз в Мурманске, прошли учения «Cold Response 2020». Однако, в основном речь идет о «вылазках» ядерных бомбардировщиков, призванных продемонстрировать несогласие американской администрации с растущей ролью России в Арктике. Например, в ноябре 2019 года три В-52 с эскортом из норвежских истребителей F-16 приблизились к российскому военно-морскому комплексу в Мурманске, демонстрируя способность Пентагона нанести ядерный удар по одному из самых важных военных объектов странны.

Хотя большинство таких ядерных «вылазок» происходило вблизи побережья Норвегии, Пентагон не пренебрегал и российским Дальним Востоком, где базируется Тихоокеанский военно-морской флот. В мае 2020 года бомбардировщик В-1 совершил исключительно дерзкий маневр, пролетев над Охотским морем, окруженным с трех сторон российской территорией (Сибирь на севере, остров Сахалин на Западе и полуостров Камчатка на востоке).

Южно-Китайское море и остров Тайвань

Аналогичная, не менее провокационная тактика применяется в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Даже когда Трамп пытался, в целом безуспешно, договориться о торговой сделке с Пекином, его администрация вела себя все более враждебно в отношении китайского руководства. Так, 23 июля госсекретарь Помпео произнес особенно враждебную речь, в которой призвал союзников Америки приостановить нормальные отношения с Пекином.

Между тем, усилия Пентагона были сосредоточены прежде всего в Южно-Китайском море, где Пекин создал сеть небольших военных объектов на искусственных островах, сооруженных вокруг некоторых рифов и атоллов, на которые он давно претендует. Прежде эти действия, как правило, оставались без внимания, но в последние годы становится очевидным, что Пентагон рассматривает возможность устранения этой угрозы военными средствами. Так, в начале июля ВМС США провели в этих водах свои наиболее серьезные маневры, развернув там два авианосца, Nimitz и Ronald Reagan, а также эскортный флот из крейсеров, эсминцев и подводных лодок. В ходе учений были совершены сотни имитационных боевых вылетов, и самолеты отрабатывали удар по военным базам на островах, которые китайцы в сущности построили. А для того, чтобы убедиться, что Пекин понимает степень риска, над авианосцами пролетел ядерный бомбардировщик В-52.

Между тем, возросла напряженность и вокруг острова Тайвань, который в Пекине рассматривают как отколовшуюся часть единой страны. Пекин оказывает давление на его лидеров, чтобы убедить их отказаться от любых попыток добиться независимости, в то время как Америка молчаливо поддерживает именно такие действия. ВМС США неоднократно отправлял ракетные эсминцы для выполнения миссий по обеспечению «свободы судоходства» в Тайваньский пролив, в то время как другие военные корабли США проводили сложные военные учения в близлежащих водах.

Излишне упоминать, что эти провокационные действия тревожат Пекин, который в ответ увеличил число вторжений своей авиации в воздушное пространство, на которое претендует Тайвань. Чтобы продемонстрировать «решимость» противостоять любой попытке силового захвата острова, Пентагон сопровождает свои операции в этом районе, как легко догадаться, полетами ядерных бомбардировщиков В-52.

Игра с огнем

Чем все это может закончиться? По мере того как США посылают свои ядерные бомбардировщики во все более провокационные рейды, все ближе к границам России и Китая, опасность непреднамеренного столкновения или несчастного случая неизбежно будет только нарастать. Раньше или позже истребитель-перехватчик одной из этих стран подойдет слишком близко к американскому бомбардировщику и произойдет инцидент со смертельным исходом. А что будет, если ядерный бомбардировщик с современными ракетами на борту будет по каким-либо причинам сбит? Не приходится сомневаться, что в Америке прозвучат призывы к сокрушительному возмездию, последствия которого трудно даже вообразить.

Проще говоря, отправка бомбардировщиков В-52 для имитации ударов по китайским и российским военным объектам – это чистое безумие. Да, это должно напугать китайских и российских лидеров, но в результате они не смогут доверять любым мирным предложениям американских дипломатов при новой администрации, и в то же время будут активно укреплять свою военную мощь. В конце концов, мы все окажемся во все более опасном мире, где риск ядерного Армагеддона скрывается за каждым углом.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий