Что будет, если США введут санкции против российских ОФЗ?

Недавнее предупреждение президента США Джо Байдена российскому президенту Владимиру Путину по поводу вмешательства в выборы и хакерскую атаку вызвали  ожидания новых, более жёстких санкций на финансовых рынках России..

Санкции могут варьироваться от замораживания американских активов людей, близких к Путину, до ограничения возможности Кремля выпускать долговые обязательства.

Последний вариант может включать запрет американским инвесторам приобретать рублёвые долговые обязательства, как им уже запрещено покупать долларовые долговые бумаги, выпускаемые Москвой.

Вот некоторые из возможных последствий.

Запрет на приобретение российских долговых бумаг?

Американским инвесторам запрещено приобретать новые, номинированные в долларах российские долговые обязательства после аннексии Крыма у Украины. Аналитики полагают, что сейчас к этому списку могут добавлены долговые бумаги, номинированные в рублях, так называемые ОФЗ.

Россия использует ОФЗ для финансирования своего бюджетного дефицита. По данным Центробанка, всего ОФЗ выпущено на сумму 13.86 трлн. рублей (182.22 млрд. долларов). Зарубежные пенсионные фонды и другие  зарубежные институциональные инвесторы владеют бумагами на общую сумму всего более 3 трлн. рублей, или около 23%.

Это минимальная доля за 5 лет. Год назад она составляла почти 35%. Пробел заполняют российские банки, скупившие в прошлом месяце более 40% государственного долга.

Американским фондам будет разрешено держать уже купленные ОФЗ, так что это затронет только вновь выпущенные бумаги, хотя даже это  усложняется тем фактом, что Россия часто проводит дополнительное размещение вместо выпуска новых бумаг.

Россия планирует в этом году выпустить ОФЗ на 3.7 трлн. рублей (48.65 млрд. долларов), поэтому какое значение будет иметь то, что американские инвесторы перестанут быть покупателями?

Данные Центробанка показывают, что  американские инвесторы держат почти 7% ОФЗ. Если экстраполировать это на новые продажи, то спрос сократится почти на 3.4 млрд. долларов.

Если к запрету присоединится Великобритания, это приведёт к потере ещё 5% спроса, хотя мало оснований полагать, что она будет в этом участвовать.

Сможет ли Россия приспособиться к санкциям против ОФЗ?

Российское министерство финансов  назвало маловероятным введение Байденом санкций против ОФЗ, но заявило, что оно готово к такому шагу.

На прошлой неделе оно отменило еженедельный аукцион  ОФЗ впервые с августа, после того как доходность индикативных 10-летних облигаций на вторичном рынке подскочила до 7.36%, достигнув почти годового максимума.

ВТБ и Сбербанк, два крупнейших российских государственных банка, заявили, что они готовы увеличить объём ОФЗ в своих резервах. Глава ВТБ Андрей Костин полагает, что поскольку отношение российского госдолга к ВВП по-прежнему составляет всего около 20%, правительство может вдвое увеличить свой долг, примерно до 30 трлн. долларов, без особых проблем.

Сбербанк владеет ОФЗ на сумму более 3 трлн. рублей, а ВТБ – на сумму более 900 млрд. рублей.  Ряд других банков, например, банк «Открытие», также держат значительные объёмы.

Как заявили официальные лица, может вмешаться и Центробанк.

Наконец, бюджет России сожжет получить прирост в 2 трлн. долларов благодаря повышению цен на нефть. Это будет означать, что Москве в конечном итоге понадобиться занимать меньше. Как уже заявлено, план заимствований на 3.7 трлн.рублей может быть сокращён на  700 млрд.

Более широкие последствия

Могут ли санкции в отношении ОФЗ повлиять на крупные глобальные индексы облигаций, такие как JP Morgan и Bloomberg-Barclays? Эти индексы отслеживают фонды, управляющие триллионами долларов по всему миру, и исключение целой страны может иметь серьезные последствия.

Это представляется маловероятным; в конце концов, российские долларовые долговые бумаги не были исключены из каких-либо индексов, несмотря на то, что они находятся под санкциями с 2014 г.

Но исключение их также может свестись к тому, что инвесторы называют «проблемами ликвидности», в сущности, к тому, хватает ли торговых объёмов на конкретном рынке.

Российская доля в индексе JPMorgan GBI-EM, основном бенчмарке облигаций развивающихся рынков в национальной валюте, снизилась за последний год.

Сейчас она все еще находится на значительном уровне в 7%, но по снизилась по сравнению с 8,9% год назад. До украинского кризиса 2014 года доля России составляла 10% — максимально допустимой для одной страны показатель.

($1 = 76.0600 руб.)

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий