12 мая началось вторжение азербайджанских вооруженных сил на территорию Республики Армения, которое шло по трем направлениям. Небольшим отрядам противника удалось продвинуться до 3,5 км в глубину в районе Черного озера в Сюникском районе.
Спустя несколько дней стало известно, что между местными командирами ведутся переговоры и достигнута договоренность о возвращении азербайджанских войск на исходные позиции. Однако ситуация на границе существенно не изменилась и, по последним данным, азербайджанские военные продолжают оставаться в трех приграничных районах Сюник, Варденис и Сисиан.
В связи с обострением ситуации на границе в Ереване предпринимаются на официальном уровне масштабные дипломатические усилия в надежде решить проблему без развязывания вооруженного конфликта. Армянская сторона, вероятно, в настоящий момент не готова к этому, но такое развитие событий может послужить предлогом для президента Азербайджана Ильхама Алиева для реализации его недавних угроз по обеспечению безопасности коридора через Зангезур в Нахичевань.
Армения первой подала заявку на вступление в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 1992 году, куда также вошли Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Беларусь, Азербайджан и Грузия. Однако позже две последние страны, а также Узбекистан вышли из организации. На сегодняшний день странами-членами ОДКБ являются Армения, Россия, Беларусь, Таджикистан, Казахстан и Киргизия.
Согласно Уставу ОДКБ, если территориальная целостность, суверенитет, безопасность и стабильность любого из государств-членов оказалась под угрозой, другие государства-члены обязаны оказать ему помощь. Понятно, что для Армении было бы логичным изначально обратиться за помощью к этому военному союзу. Но пока руководство ОДКБ ограничивается заявлением о проведении консультаций между государствами-членами.
Президент Франции Эммануэль Макрон занял более четкую позицию по поводу пограничного инцидента, потребовав не только вывода иностранных войск с территорий Армении, но и в телефонном разговоре с премьер-министром Пашиняном выразил готовность оказать Армении военную помощь в случае согласия ООН.
Соединенные Штаты также выразили обеспокоенность по поводу последних событий в регионе. В отличие от предыдущей администрации США, Белый дом ведет активные переговоры с Баку и Ереваном с целью урегулирования вопроса мирными средствами на условиях сохранения территориальной целостности Армении.
Что касается России, то ее официальные заявления не удовлетворили широкие слои населения Армении, которые ожидают большего от своего стратегического союзника, имеющего военные базы в стране. Москва через своих представителей выразила готовность выступить посредником в решении вопросов по демаркации и другим проблемам, касающихся границ между Арменией и Азербайджаном, но не обозначив при этом четкую позицию с требованием вывода иностранных войск с территории Армении.
Такой подход, естественно, вызывает недовольство у многих армянских граждан. Все чаще раздаются призывы искать помощь в других направлениях, например, на Западе, чтобы гарантировать безопасность страны и защитить ее границы. Но большинство понимает, что Россия, являющаяся поручителем соглашения от 9 ноября о прекращении 44-дневной войны, должна, по крайней мере, публично демонстрировать нейтралитет в отношениях между двумя сторонами.
В свете этих событий примечательно, что 18 мая Министерство обороны Армении выступило с довольно резким заявлением, в котором было четко сформулировано предупреждение Азербайджану.
«В случае непринятия в разумные сроки мер для мирного урегулирования конфликта, то есть в случае, если азербайджанские военнослужащие не вернутся на исходные позиции без предварительных условий, Вооруженные силы Республики Армения оставляют за собой право решить вопрос другими способами, в том числе силовыми».
Трудно сказать, что послужило причиной ужесточения позиции Армении, но можно предположить, что какую-то роль могли сыграть внешние факторы, в том числе со стороны России.
Согласно последней информации, предоставленной Минобороны, часть азербайджанских военнослужащих вернулась на свои исходные позиции, но не приводится никаких дополнительных подробностей.