В середине августа Украина получила кое-какие хорошие новости: ей фактически предоставили двухлетнюю отсрочку обслуживания внешнего долга. Парижский клуб одобрил аналогичную инициативу в отношении суверенных облигаций Украины до конца 2003 года с возможностью продления еще на год. Эти меры могут позволить Украине сэкономить около 12,5 миллиардов долларов на выплатах процентов по долгам.
Однако соглашения с иностранными кредиторами не отменяют того факта, что Украина не получала западные деньги в достаточных количествах и достаточно своевременно, результатом чего стал ряд неоптимальных политических решений Киева.
В частности, много говорится о том, что с начала войны дефицит бюджета Украины составляет около 4-5 миллиардов долларов в месяц. Если сопоставить эти цифры с нулевым балансом до российского вторжения, можно сделать вывод, что примерно 4-5 миллиардов в месяц необходимо Украине для финансирования этой войны.
По данным Минфина Украины с начала войны дефицит средств составил около 27 миллиардов долларов, что довольно близко соответствует приведенной выше цифре в 4-5 миллиардов в месяц. Но из этой суммы только около половины приходится на западное финансирование, в вторая половина делится в соотношении 40:60 между грантами и кредитами.
Это порождает ряд вопросов. Во-первых, высокая доля кредитов указывает на то, что с Украины фактически взимают плату за ведение этой (нашей) войны. И в результате, когда война завершится, страна будет обременена огромным грузом долгов, а затем возникнет необходимость реструктуризации, что задержит и усложнит доступ к рынкам капитала, когда потребности будут колоссальными.
Во-вторых, дефицит западных средств привел к тому, что Минфин был вынужден прибегнуть к финансированию дефицита бюджета за счет средств центрального банка в сумме около 8 миллиардов долларов. Уже сегодня можно увидеть негативные последствия этого шага. Как известно, дополнительная денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета оказывает давление на обменный курс национальной валюты. Кроме того, это ведет к росту инфляции, потере резервов и риску возникновения инфляционно-девальвационной спирали.
В-третьих, краткосрочные антикризисные решения – это нормально, но опасность в том, что финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии превратится в норму. Сейчас наблюдается явный откат назад, с привязкой обменного курса, отходом от таргетирования инфляции, а теперь и усилением доминирующей роли бюджета, и все это только потому, что Запад тянет время с финансированием Украины.
Для того, чтобы Украина выиграла эту войну, важно не только оружие, но и поддержание экономики и финансовой системы страны в рабочем состоянии. Запад рискует подвести украинцев, если не ускорит выплаты для финансирования деятельности государства, причем немедленно.