Источник перевод для mixednews – Cowanchee
Блоггер Мэтт Джонс в своём блоге исследует явление парейдолии — врождённой склонности людей повсюду видеть человеческие лица.
Знакомьтесь, Парейдолия
Джонс развивает идею встраивания человекообразных лиц в дизайн новых технологических продуктов, чтобы сделать их более приятными для восприятия, и использования парейдолии для того, чтобы дать продуктам индивидуальность и некоторую человечность без риска забраться в Зловещую Долину (сложная гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий, примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает инстинктивную неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей; прим. mixednews.ru) Мэтт даже создал группу Hello Little Fella во Flickr, где коллекционируются снимки различных объектов, которые похожи на человеческие лица.
На сегодняшний день существуют компьютерные программы, которые могут отслеживать человекообразные лица в формах окружающих объектов. Технологии распознания лиц дают компьютерам их собственную разновидность парейдолии. В дополнение к захвату настоящих человеческих лиц, системы распознавания, также как и человеческое зрение, иногда дают ложные результаты. В отличие от миллионов лет эволюции, которая сформировала человеческие глаза, их парейдолия основана на нюансах алгоритмов и анализе тренировочных данных, на которых их обучают.
Их парейдолия отличается от нашей. Её запускают совсем другие вещи.
Программа FaceTracker видит лицо в этом окне
Чтобы пронаблюдать за этим явлением, через компьютерную программу распознавания лиц FaceTracker были пропущены фотографии из группы Hello Little Fella Flickr. Эти изображения возбуждают парейдолию в нас, но смогут ли они сделать то же для машины?
В результате эксперимента, программа FaceTracker засекла лицо на 50 фотографиях из 681, что составляет около семи процентов.
После анализа результатов было выявлено, что они подразделяются на три категории в зависимости от того, как лицо было замечено программой по сравнению с тем лицом, которое видит человек: согласие, почти согласие, полное несогласие. Каждая из этих категорий открывает разный вид взаимосвязи между человеческим зрением и зрением компьютерной программы.
Немного о каждой из этих категорий.
Согласие
Согласие происходит, когда программа распознавания замечает в точности ту же часть картинки, которая изначально активировала парейдолию в фотографе, побудив его сделать это фото. По многим причинам это – наиболее удовлетворяющие результаты. Вот несколько примеров, которые демонстрируют Согласие:
Вот это особенно примечательно. Человек не смог увидеть лицо в печенье пока программа его не показала.
Почти согласие
Следующая категория – Почти согласие. Оно происходит, когда какие-либо (но не все) признаки лица, которые замечает алгоритм, соответствуют тому, что видит человеческий глаз.
К примеру, вот случай, когда программа видит те же глаза, что и человек, но расходится относительно носа и рта.
С человеческой точки зрения чёрная дыра здесь является ртом. Алгоритм видит её как нос, а изменение в блике чуть ниже как рот.
Правильно схвачен рот, но глаза оказались чуть-чуть дальше:
Задняя часть этого грузовика выглядит несколько надуманной. Фотограф, по-видимому, думал о стрелках наверху как о глазах, а о круглой раме как о границе лица.
Полное несогласие
Эта категория является наиболее занятной. Иногда программа оказывается способной заметить лицо в изображении, которое полностью отличается от того лица, которое намеревался запечатлеть фотограф. Что-то в этой подборке фотографий, которые зачастую выглядят как неразличимая часть какой-то поверхности, или некий кусочек практически бессмысленной детали, запустили в программе механизм распознавания лица.
Итак, что мы можем вынести из этих результатов? Вот что говорит сам Мэтт Джонс относительно своего интереса к человеческой парейдолии:
Одним из главных материалов, с которым мы работаем как дизайнеры взаимодействий – это человеческое восприятие. Мы стараемся спроектировать вещи так, чтобы они использовали преимущество какой-то конкретной его способности или особенности.