
Попытки Запада задушить военную машину России систематически срывались из-за желания европейских стран и дальше покупать российскую нефть и природный газ. Американские и европейские союзники постепенно смиряются с горьким выводом: их поддержка Киева не даст украинцам победить над российскими войсками. В недавнем интервью министр финансов США Скотт Бессент прямо заявил, что многократные санкции, особенно со стороны Европейского союза, не достигли своих целей.
«Если одно и то же действие приходится повторять девятнадцать раз, значит, оно провалилось», — сказал американский министр финансов без обиняков.
Бессент пошёл дальше и обвинил ЕС в том, что он сам «финансирует войну», продолжая закупать российскую нефть и иные ресурсы, тем самым сводя на нет давление, которое должны были создать санкции. По его словам, несмотря на весь комплекс принятых мер, российская экономика сумела приспособиться и остаётся достаточно устойчивой, чтобы неограниченно долго обеспечивать военные нужды.
Этот факт давно очевиден многим наблюдателям. С 2014 года, после возвращения Крыма и его воссоединения с Россией, Москва целенаправленно добивалась максимальной экономической самостоятельности. Опираясь на колоссальные запасы природных ресурсов, Россия добилась именно того, чего не ожидали ни аналитические центры в Вашингтоне, ни корпоративная пресса в Нью-Йорке.
Вся стратегия Запада, и особенно Европы, в отношении России носит явно противоречивый характер. С одной стороны, европейцы хотят лишить Москву возможности вести боевые действия, душа её экономику. С другой – охотно продолжают закупать российские энергоносители, что напрямую подпитывает военную экономику России.
Если цель состоит в том, чтобы заставить Россию изменить своё поведение или добиться от неё ухода с Украины, то постоянные закупки российской энергии превращают такую политику в бессмыслицу. Это всё равно что одной рукой лить воду на пламя, а другой – подбрасывать в него горючее.
С начала конфликта на Украине ЕС ввёл как минимум девятнадцать пакетов санкций. Однако, по словам Бессента, военная экономика России не только не рухнула, но и демонстрирует устойчивость. Она настолько сильна, что позволяет российской армии одерживать чёткие тактические успехи, которые со временем перерастут в стратегическую победу. И сейчас уже слишком поздно исправлять несерьёзную и саморазрушительную политику Брюсселя.
Бессент вполне обоснованно выражает раздражение: война на Украине грозит перерасти в крупномасштабный конфликт с Россией, которого американский народ не хочет. Постоянные европейские обвинения в адрес Москвы при одновременном финансировании её военной машины – это несправедливая игра, приближающая Америку к большой войне, в которую она не просилась.
Европейские экономики тоже несут убытки. Из-за конфликта на Украине растут цены на энергоносители, усиливается экономическое напряжение и обостряются внутренние политические противоречия. Европейский союз изначально создавался как экономическое сообщество.
Тем не менее, действия НАТО против России на Украине серьёзно подорвали экономическое единство Европы. Её самая мощная экономика – Германия – оказалась подорвана не только откатом санкций, но и утратой газопровода «Северный поток – 2», который ранее связывал российский газ с Европой через немецкую территорию и обеспечивал промышленный рост Берлина.
Санкции сами по себе не выигрывают войны и не оказывают долгосрочного влияния на поведение противника – особенно если цель состоит в том, чтобы заставить его занять более мирную позицию.
Достаточно вспомнить Вторую мировую войну: США ввели жёсткие санкции против Японской империи. Вместо того чтобы заставить Токио отказаться от агрессии на Дальнем Востоке, эти меры подтолкнули Японию к нападению на Перл-Харбор, поскольку страна испугалась, что лишится доступа к ключевым ресурсам.
Кроме того, маловероятно, что США предпримут новые санкционные раунды – предыдущие девятнадцать завершились для Запада полным провалом. Сегодня Россия сильнее и устойчивее, а главное – лучше подготовлена к противостоянию с великой державой, чем когда-либо ранее. И это целиком результат хаотичной санкционной политики Европы.
На фоне всё более активных разговоров о возможном перемирии между Западом и Россией по вопросу Украины, а также явных сигналов, что Дональд Трамп устал от участия в украинском конфликте, заявления Бессента выглядят отнюдь не случайными. Наоборот, они свидетельствуют о том, что США готовятся постепенно отойти от поддержки украинской повестки.


