KWN: Какую наибольшую опасность вы видите в сегодняшнем финансовом мире?
Фабер: Я думаю, опасностей много. Наибольшую опасность несут сами правительства с их вмешательством в свободные рынки, и с их налогово-бюджетной политикой, иными словами, увеличением или сокращением государственных расходов.
Обычно происходит увеличение этих расходов, и в результате этого государственное управление расширяется. Конечно, по мере этого расширения экономический рост снижается. Предельные варианты такого типа управления, социалистическая или коммунистическая экономика в Советском Союзе и Китае, были совершенно провальными.
Другая опасность состоит в том, что Федеральный резерв и другие центральные банки по всему миру считают, что они могут в значительной мере управлять экономикой, печатая деньги. Создание новых денег влечёт за собой целый ряд последствий, которые в конечном счёте обойдутся очень дорого.
Это не первое вмешательство Феда. Они вмешивались после кризиса S&L, после кризиса «Текила», после LTCM в 1998 году, и затем в 2000-м, когда упал индекс Nasdaq. Они удерживали искусственно заниженные процентные ставки, что вызвало раздувание кредитного пузыря, жилищный бум и последующий коллапс.
Проблемы можно отсрочить, печатая деньги, но потом эти проблемы возвращаются в ещё большем масштабе.
Вопрос: Недавно мы здесь обсуждали квадриллион долларов в деривативах. Может ли немыслимый объём деривативов вызвать опасность коллапса по образцу 2008 года? Этот риск по-прежнему существует?
Фабер: Да. Если сравнить 2007-й, время перед кризисом, и сегодняшний день, уровень кредитных ресурсов в мире возрос. Дисбаланс также увеличился.
А кредиты стран под государственную гарантию существенно потеряли в качестве. Дисбалансы также возросли. Сейчас мы видим бурный рост рынка облигаций, обусловленный искусственно заниженными процентными ставками, но думаю, следующей фазой кризисного колеса будут дефолты по государственным долгам.