Кластерная политика

0_image_4625_1В экономике понятие кластеры подразумевает наличие группы взаимосвязанных организаций, сконцентрированных на некоторой территории. Все эти организации взаимно дополняют друг друга таким образом, что конкурентные преимущества отдельных компаний, да и самого кластера в целом, усиливаются.
Кластерная политика подразумевает наличие географической концентрации фирм, для которой существует несколько основных причин. Первая из этих причин – возможность поддерживать и развивать ресурсы, общие для нескольких компаний и получать выигрыш от такого распределения затрат. Немаловажный фактор заключается и в географической близости, которая обеспечивает оперативность поставки и низкие цены, что для любого бизнеса имеет важное значение. Наконец, концентрация фирм в одной локации дает возможность распространять знания, с трудом поддающиеся формализации, так называемые «неявные знания» и создает рынок квалифицированной рабочей силы, поскольку та самая географическая близость позволяет не искать пути передачи знаний, а нанимать непосредственно их носителя. Неявное знание менее формально, и может распространяться эффективнее, позволяя участникам кластера быть более подготовленным к любого рода инновациям.
Зачастую именно кластерную политику рассматривают как ключевой фактор для повышения конкурентоспособности, однако вопрос, эффективно ли кластерное развитие для отдельно взятого региона, до сих пор не ясен. Естественно, что понимание сути кластера лежит в основе эффективной кластерной политики, однако четкое определение самого кластера до сих пор вызывает сложности даже у ведущих специалистов по кластерному развитию.
Сегодня можно выделить три подхода, предлагаемые американской, британской и скандинавской школами. Практическая направленность – основной признак американской теории, тогда как в британском подходе упор делается на развитие цепочек добавленной стоимости, а также локальных кластеров между странами с достаточным уровнем развития и теми, которые только стали на этот путь. Что же касается скандинавской школы, она известна в экономике разработкой разнообразных концепций, в том числе экономик обучения для отдельных регионов. Однако ни одно из этих направлений не способно дать конкретное определение конкурентоспособности страны, выделяя лишь отдельные показатели – например, производительность труда, качество образования, управления, доля в мировом экспорте и процент занятости населения.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий