Лавина ликвидности от валютного стимулирования ФРС в 2013 году позволила пробудиться основным началам «мира до»: задолженности, пузырям, глобализации, финансиализации… Но для того, чтобы погребённый под горами ликвидности бушующий кризис вновь заявил о себе, потребовалось лишь незначительное уменьшение астрономических сумм, ежемесячно вливаемых американским центральным банком. Как и предсказывалось, «решение» кризиса методом усугубления перегибов, которые его вызвали, эффекта не даёт и, наоборот, приводит к кризису в квадрате. Тем не менее, в этом можно найти и реальную пользу – выигрывается время, которое каждый использует по максимуму.
На протяжении всего 2014 года мы ещё раз будем свидетелями «нормального» развития мирового системного кризиса – стадии основного перехода от одной системы организации мира к другой, исторического кризиса, который выходит далеко за рамки финансово-экономического, что мы начинаем ясно понимать. Вот почему наряду с серьёзными опасностями, грозящими фондовым биржам, банкам, недвижимости и экономике в более широком смысле, в повестку дня также входит усиление людского гнева и неприятия существующих политических систем, обострение геополитической напряжённости и уход блоков в себя.
Зубчатый ремень указанного возобновления кризиса приводится в движение главным образом сворачиванием (сокращением программы QE ФРС), которое, как мы знаем, сразу же привело к «дрожанию» валют развивающихся стран. Помимо этого негативного воздействия, которое оно оказывает на мировую экономику, наш коллектив прогнозирует, что эти потрясения вызовут эффект бумеранга в отношении США и окончательно запустят цепочку событий массового обесценения доллара, дестабилизации всего, что остаётся от старой системы, краеугольным камнем которой он является.
План полной статьи:
- Просчёт сворачивания
- Конец догмам прошлого
- Сорвать банк?
- Людской гнев
- Настоящий публичный анонс содержит раздел 1.
Просчёт сворачивания
За решением ФРС постепенно сократить свою программу количественного смягчения стоят определённые реалии.
На первом месте, очевидно, её неэффективность применительно к реальной экономике и особенно рост риска того, что она приведёт к созданию различных пузырей и зависимости, а также исказит всяческую способность понимать действительность. На втором месте, без сомнений, стоит упорное желание «показать», что ситуация улучшается, и ФРС может без риска прекратить программу. Третий мотив менее показателен – принимая во внимание зависимость развивающихся стран от созданной ФРС в 2013 году ликвидности, объявление об этом не могло не заставить их споткнуться. Теперь они в заголовках новостей финансовой прессы, в то время как ситуация в США отошла на задний план. И правда, кто помнит, что Пуэрто-Рико находится в процесс взрыва (как предсказывалось в GEAB № 77)? Или что Чикаго не может платить по своим долгам, или что продолжается сокращение программы продуктовых талонов, основы американской системы социального обеспечения при том, что от неё зависит всё больше семей? Или, в конце концов, что детская бедность достигла уровней, которые трудно представить для так называемой развитой страны?
Однако есть и обратная сторона медали. Чтобы её увидеть, мы должны дистанцироваться и вернуться к основам с риском упрощения картины происходящего в мире, которую в настоящий момент не понимает никто.
Результатом количественного смягчения стал избыток ликвидности на финансовых рынках, которые продолжили вкладывать эти деньги туда, где инвестиции и выгодные возможности обеспечены реально производительной динамикой – в развивающиеся страны. Очевидно, что этот приток лёгких денег искусственно поддерживал рост в этих странах, который в это кризисное время должен был бы быть ниже. Даже хуже – в 2013 году он вызвал возвращение к жизни принципов «мира до», т.е. мира, в котором деньги используются лишь для заимствования новых денег, вместе с программой рефинансиализации, ещё большей задолженностью, ещё большей зависимостью от доллара, повторным запутыванием планеты и дальнейшей безудержной глобализацией без учёта интересов людей (например, предоставление спасительного шанса нудным переговорам о соглашениях о свободной торговле в рамках транстихоокеанского(TPP) и трансатлантического (TTIP) патнёрства) и т.п.
[blockquote_fact]Впитывание долларов единственными странами, имеющими достаточный рост, чтобы быть способными их использовать, в значительной степени объясняет отсутствие какой-либо девальвации доллара или инфляции в США, несмотря на политику ФРС. Девальвация, которой должно было сопровождаться подобное производство денег, была поглощена экономическим динамизмом остальной части планеты.[/blockquote_fact]
Но по какой-то причине ФРС больше не мог продолжать в том же духе. Возможно, из-за того, что для оказания такого воздействия на американскую экономику количество создаваемых денег должно бы было постоянно расти, от чего отказывалось всё больше народу даже в кругах Федерального резерва. Оставаться на уровне тех же 85 миллиардов долларов в месяц, по сути, уже означало снизить темпы. В таком случае лучше отступить и попытаться выбраться из ловушки.
С начала января ФРС сократила свои закупки на 10 миллиардов долларов в месяц, а с начала февраля ещё на 10 миллиардов в месяц до ежемесячных приобретений в настоящее время ипотечных бумаг на 30 миллиардов и облигаций Казначейства на 35 миллиардов. Тем не менее, это снижение поддержки говорит о том, что четвертой части косвенной «помощи» развивающимся странам больше нет… Поэтому логично, что в этих странах наблюдается падение экономической активности и, соответственно, их валют (1).
Здесь и начинается эффект бумеранга. Во-первых, западные инвестиции в развивающиеся экономики стоят меньше, так как национальная валюта обесценилась; следовательно, часть активов инвесторов окончательно и бесповоротно исчезла, что стало причиной сильного стресса на финансовых рынках. Но что ещё важнее, чтобы остановить падение своих валют, центральные банки развивающихся стран продают свои долларовые резервы для их выкупа на рынках (2). Результатом становится излишек долларов и повышение спроса на местную валюту, что вызывает её автоматический рост (3). Например, в указанный период Турция, Индия, Бразилия и Индонезия, среди прочих, каждая ежемесячно вываливала доллары десятками миллиардов.
Это значит, что покупатели доллара, развивающиеся страны, стали его продавцами. Другими словами, единственные страны, способные впитать лишние доллары, теперь от них отказываются. Резюмируем – ФРС и Казначейство продолжают наводнять мир 65 миллиардами долларов в месяц, но они никому не нужды… Куда они могут их сбросить? В немногочисленные нефтедобывающие страны, которые по-прежнему продают за доллары, но главным образом, конечно, – в США. И что с ними может сделать безжизненная экономика этой страны? Немногое… определённо меньше, чем делали развивающиеся страны (5).
[…]
———-
Примечания:
1. Наша команда считает, что на этот раз обменные курсы развивающихся стран связаны не с движением доллара, а с экономической действительностью.
2. Валют, которые они были вынуждены массово продавать, особенно в 2013 году, чтобы справиться с фактической девальвацией доллара, которая вызывала рост других валют и риск сокращения экспорта.
3. Сам доллар непосредственно не падает, потому что лёгкая девальвация, которая должна была иметь место, во-первых, «разбавляется» объёмом долларов в обращении, и, во-вторых, компенсируется тем обстоятельством, что на фоне неустойчивых валют доллар как правило рассматривается как валюта-убежище.
Да, здесь интересный момент. Сворачивая QE, ФРС наносит удар по важной категории держателей казначеек — развивающимся странам, которые вынуждены их продавать, чтобы вырученные доллары использовать для поддержки национальных валют. ФРС теряет иностранных инвесторов и по идее (но это маловероятно) должна компенсировать это ростом QE, чтобы не допустить роста %% ставок по казначейкам. Вряд ли также спекулятивный капитал все вырученные из развивающихся стран доллары вкладывает в казначейки. Рост %% ставок в свою очередь может привести к оттоку капитала из США в ЕС как это произошло в октябре прошлого года в связи с кризисом долгового потолка, как отмечалось в материалах данного сайта. Вообще-то неоправданный рост фондового рынка из-за искусственных факторов ЕС тоже не нужен, т.к. риск обвала искусственно транслируется из США в ЕС. В целом любые действия ФРС после введения наркотика QE — это поведение слона в посудной лавке. Поэтому необходим механизм стабильности мировой валютной системы — новое ценообразование на нефть и электричество — в евро, юанях и рублях и система расчетов в них, ограничение дефицитов. Упадет ли доллар? Пока реакция обратная. Сворачивание QE в сочетании с нагнетанием напряженности манит спекулятивный капитал в доллары. Вот когда капитал испугается обвала финансовых рынков в США, тогда доллар просядет, побежит в ЕС, сработает эффект домино. Но там есть соглашение о свопах (скрытое QE4) и мощные кредитные линии защиты через МВФ, т.е. весь негатив опять ляжет на плечи развивающихся стран. Кто-то должен будет оплачивать банкет. Защититься от этой вакханалии можно только, если Китай, нефтедобывающие страны и Япония, жертвы нефтедолларового стандарта, в силу неизбежной логики будут постепенно выходить из казначеек как фактора риска (ЕС же в них не сидит!) и обратятся к новому валютному стандарту как основе новой валютной системы.