Миссия спасательного судна «Hughes Glomar Explorer»

Источник перевод для mixednews — Stonehenge

Проект «Дженифер» был кодовым названием для проекта ЦРУ, в рамках которого в 1974 году была частично поднята утонувшая советская подводная лодка. Советская подлодка гольф-класса K-129, несущая баллистические ракеты, затонула у берегов Гавайев 11 апреля 1968 года, одной из возможных причин катастрофы был назван неисправный пуск ракет. Подлодки гольф-класса были дизель-электрическими подлодками с баллистическими ракетами, модифицированным вариантом подлодок класса «Фокстрот». Они несли на себе 3 баллистических ракеты SS-N-5, размещавшихся в удлинённой части плавучей конструкции.

Утонувшая подлодка находилась на глубине 16 500 футов (5029 метров; прим. mixednews) под водой. Судно «Mizar» (AGOR 11) совместно со специализированной «исследовательской» подлодкой  военно-морских сил США «Halibut» (под № 587) принимали участие в поисках. Возможно, «исследовательская» подлодка «Seawolf» (под № 575) также принимала участие в поисках.

ЦРУ руководило операцией по подъёму затонувшей подлодки. Особое значение при проведении операции отводилось 63 000-тонному глубоководному спасательному судну  «Hughes Glomar Explorer», который был построен для подобных проектов. Корабль был создан с «легендой», что он является судном для добычи полезных ископаемых в глубоководных районах и предназначен для извлечения со дна океана «марганцевых включений». Предположительно, корабль был построен для Summa Corporation под руководством Говарда Хьюза для использования в его компании Global Marine Development Inc. В то же самое время была построена «Hughes Mining Barge» («Баржа Хьюза для добычи полезных ископаемых»). Баржа, общеизвестная как HMB-1, являлась баржой, способной погружаться в воду и предназначена для перенесения на борту «лапы», используемой при операции по подъёму. Её также можно было использовать, чтобы скрыть поднятую подлодку.

Hughes Glomar Explorer был оборудован большим подъёмным механизмом посередине корабля и «буровой шахтой», а также большим подводным ангаром внутри судна, чтобы обеспечивать доступ в океан. Подлодка должна была быть поднята большой «лапой», которая хранилась в HMB-1. После того, как Glomar Explorer и HMB-1 покинули порт, баржа погрузилась в воду, маневрирующая под управлением Glomar Explorer, и «лапа» поднималась в буровой шахте. Glomar Explorer прибыл на место подъёма в июля 1974 года и провёл спасательную операцию в течение следующего месяца. Если бы была поднята вся подлодка, то она бы хранилась в HMB-1 после спасательных работ. В этом событии (согласно версии, изложенной для общественности) было поднято только 38 футов (11,6 м; прим. mixednews) носа подлодки. Вместе с фрагментом подлодки подняли две торпеды с ядерной боеголовкой, различное шифровальное/кодирующее оборудование и 8 мёртвых членов команды. Поднятая часть была достаточно маленькой для перемещения через буровую шахту для дальнейшего анализа и разделения на более мелкие части. Погибшие советские моряки были похоронены в море. Возможно, что была поднята вся субмарина и история только об одной поднятой арке была также дополнительным «прикрытием».

После подъёма подлодки судно Hughes Glomar Explorer было передано военно-морским силам 3 сентября 1976 года и имело маркировку AG 193. Судну не бы было назначено имя, но обычно оно упоминалось как Glomar Explorer. Оно было передано в Управление по делам торгового флота 17 января 1977 года и поставлено на прикол в калифорнийском заливе Сусун. Военно-морской флот пытался продать судно, но ему это не удалось. Оно было сдано в аренду компании Global Marine Development Inc. для коммерческих целей в июне 1978 года. Эта аренда была прекращена в 1980 году. В 1979 году прозвучало предложение о передаче судна Национальному научному фонду для использования в качестве бурового судна в глубоководных районах, но не было соответствующего финансирования. Судно было возвращено на хранение военно-морскому флоту 25 апреля 1980 года и передано тем же днём в Управление по делам торгового флота для постановки на прикол в заливе Сусун. И судно оставалось на приколе в течение последующих 16 лет. В августе 1996 года было объявлено, что компания Global Marine взяла в аренду Glomar Explorer у военно-морского флота на 30 лет. Судно покинуло резервный флот 5 ноября 1996 года для полного ремонта и дальнейшего переоборудования в буровое судно. В дальнейшем судно будет работать для бурения разведочных нефтяных скважин в Мексиканском заливе.

Судно HMB-1 было поставлено на прикол после спасательной операции, но после этого в какой-то момент оно было передано Агентству по охране окружающей среды. В 1982 году Агентство вернуло судно, которое официально должно было находиться на приколе в резервном флоте. Вероятно, что и тогда, и во время 1990-х судно использовалось как «плавучая база» для «корабля-невидимки» Sea Shadow. В какой-то момент судно HMB-1 было переоборудовано из баржи, способной погружаться в воду и имеющей доступ в своей верхней части, в защищённый плавучий док, у которого есть доступ только с одного края. В настоящий момент судно HMB-1 и находящийся в нем корабль  Sea Shadow размещены на морской базе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий