Сценарий, который обречён на успех: выберите одну из самых военизированных стран на Земле, добавьте российское оружие и российские деньги. Сделайте так, чтобы там регулярно останавливались кремлёвские военные суда. Сложите всё вместе, и получите примерную картину происходящего на разделённом средиземноморском острове Кипр
В первый раз российский авианосец «Адмирал Кузнецов» появился здесь по пути домой после трёх месяцев пребывания в Средиземном море. За время этого путешествия он дважды делал остановку в кипрском порту Лимассол.
[blockquote_fact]В то же самое время Республика Кипр балансировал на «лезвии ножа», стараясь избежать любых действий, способных вызвать раздражение России, которой в связи с событиями на востоке Украины грозит новая порция санкций.[/blockquote_fact]
«Между Кипром и Россией существуют очень тесные экономические связи», сказал министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидес 16 апреля. «Но даже если санкции действительно необходимы, то каждое государство вправе самостоятельно решать, принимать в них участие или нет».
Кипр оказался в довольно сложной ситуации. Он сам пребывает в постоянном замороженном конфликте с поддерживаемой Турцией Республикой Северного Кипра. Кроме того, южный Кипр развивает связи с Россией, которая наращивает своё присутствие в восточной части Средиземного моря.
Это означает продажи оружия и доступ к кипрским портам и аэродромам. В то же самое время Лимассол стал транзитным пунктом и для нелегальных поставок российского оружия в Сирию.
[blockquote_note]Когда мы говорим о Кипре, то, разумеется, имеем в виду Республику Кипр, под контролем которой находится южные две трети острова.[/blockquote_note]
Поддерживаемая Турцией Республика Северного Кипра контролирует северную часть. Граница между этими республиками представляет собой заминированные поля, обнесённые колючей проволокой. Турецкая Республика Северного Кипра появилась в 1974 году. Её признала только Анкара.
В отличие от своего северного соседа, Республика Кипр значительно крупней и богаче. Эта страна входит в состав Евросоюза, но не в НАТО. Несмотря на скромные размеры, она входит в десятку самых военизированных стран мира.
Самая большая доля произведённого в России оружия в руках киприотов — это танки T-80. В 1990-х годах Кипр закупил несколько десятков машин, чтобы заменить французские танки AMX-30. В 2010 году они купили ещё 41 танк T-80.
Арсенал Республики Кипр несравнимо мощнее арсенала Северного Кипра, который полагается на 30-тысячную турецкую армию.
Но для России Кипр важен в первую очередь как порт. Российские военные суда за последние годы заходили сюда много раз. Стали ходить слухи, что Россия заинтересована в постоянной военно-морской базе. Однако на сегодняшний день киприоты согласились только на то, чтобы разрешить российским военным самолётам использовать базу «Андреас Папандреу» для гуманитарных и чрезвычайных целей, и позволить судам заходить в порт Лимассол.
Между тем российские манёвры очень далеки от гуманитарных.
Кипр уже использовался как транзитный пункт для поставок вооружений сторонникам президента Сирии Башара Асада. В прошлом году российское грузовое судно с десятками тонн боеприпасов совершило остановку в Лимассоле, несмотря на эмбарго.
[blockquote_fact]В соответствии с эмбарго власти Кипра должны были наложить арест на судно и его груз, купленный Сирией у российского Рособоронэкспорта. Власти Кипра позволили ему продолжить путь в Сирию.[/blockquote_fact]
Кроме того, Кипр пользуется репутацией налогового рая, который пользуется огромной популярностью у российских толстосумов. После того, как каскадный банковский кризис Еврозоны ударил по Кипру, Никосия удержала гигантские суммы этих скрытых денег (некоторые из которых принадлежали российской мафии), в качестве части спасительных соглашений с лидерами Еврозоны.
Между тем российские деньги продолжают поступать, российские олигархи по-прежнему остаются крупнейшими акционерами кипрских банков. Это обстоятельство тоже играет России на руку.
«В целом связи между Россией и Кипром настолько близки, что, насколько я могу судить, никакие экономические проблемы не смогут их разорвать», сказал посол России на Кипре Станислав Осадчий 17 апреля.