Совместные российско-китайские учения в Чёрном и Средиземном морях на этой неделе, равно как и визит президента Си Цзиньпина на прошлой неделе служат очередным свидетельством укрепления связей между двумя великими державами Евразии.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин проходит мимо президента Китая Си Цзиньпина во время форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Пекине, 11 ноября 2014 года
Несмотря на совпадение ключевых экономических интересов России и Китая, а также совместное противостояние пресловутому мировому порядку, где центральная роль отводится США, эти двусторонние отношения обещают в долгосрочной перспективе быть весьма неровными и непростыми.
Одним из критически важных поводов для разногласий может стать тот факт, что Китай является страной, наращивающей своё могущество, в то время как Россию таковой назвать нельзя. Москву также может не устроить роль младшего партнёра Китая, а Китай, в свою очередь, вряд ли готов относиться к Москве с той почтительностью, которую последняя считает уместной.
Между тем никто не будет спорить с тем фактом, что китайско-российское сотрудничество быстро укрепляется. Объёмы торговли между двумя странами находятся на уровне около 100 миллиардов долларов в год (это порядка десятой части всей внешней торговли России и сороковой части внешней торговли Китая).
Во время встречи с Путиным на прошлой неделе китайский президент сделал особый акцент на инициативе строительства нового Шёлкового пути. В рамках этой инициативы Китай может инвестировать в развитие российской инфраструктуры, которая должна облегчить транспортировку китайских товаров через Россию в Европу и на Ближний Восток. Москва и Пекин также договорились о запуске двух масштабных проектов, которые позволят доставлять сибирский газ в Китай и потеснят Европу с места самого крупного потребителя российского природного газа.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин и президент Китая Си Цзиньпин во время церемонии подписания соглашения в Кремле
Однако ситуация не так однозначна, как может показаться. Проект обещает быть дорогостоящим, и для Китая сделка не очень выгодная, в то время как Россия теряет рынок газа в Европе и инвестировать в эту страну Китай считает довольно рискованным.
Москва больше не надеется, что китайские инвестиции заменят западные рынки капитала, доступ к которым у России сейчас значительно ограничен из-за западных санкций.
Опасаясь реинжиниринга (анализ объектов техники с целью их воссоздания; прим. mixednews), Россия до сих пор не спешила продавать свои самые передовые военные разработки Китаю. Теперь Москва согласилась предложить Китаю самые современные системы противовоздушной обороны. Системы С-400 позволят Китаю поражать цели в Тайване и даже ключевых регионах Индии.
Китай и Россия финансируют новые региональные институты, которые могут как улучшить их отношения в будущем, так и навредить им. Инициированная Китаем Шанхайская Организация Сотрудничества, как предполагается, будет противостоять проявлениям терроризма, экстремизма и сепаратизма, главным образом в Центральной Азии. Все страны ШОС, включая Россию, опасаются проникновения боевиков-экстремистов из Афганистана и Ближнего Востока.
Возглавляемый Россией Евразийский Экономический Союз объединил Армению, Белоруссию, Казахстан и Россию. В то время как китайская промышленность становится всё больше ориентирована на внутренний рынок, важность сухопутных торговых путей внутри Евразийского Союза будет возрастать.
Созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций представляет наибольший интерес в Евразии, и как член-основатель РФ рассчитывает на крупные инвестиции.
Подпись к изображению: Президент Си Цзиньпин приветствует президента Владимира Путина во время форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, по китайской традиции протягивая ему обе руки, 10 ноября 2014 года
Несмотря на схожие интересы, долгосрочные перспективы сотрудничества Москвы и Пекина не кажутся такими безоблачными, если принять во внимание долгую историю отношений этих двух стран. В течение трёх десятилетий похолодания в китайско-российских отношениях (с середины 1950-х до конца 1980-х годов) идеологические, политические и другие разногласия грозили обернуться серьёзной враждебностью. Около 30 лет назад президент СССР Михаил Горбачёв и китайский лидер Дэн Сяопин сумели совершить прорыв в двусторонних отношениях.
Однако ослабление российской экономики не позволяет России сохранять эти отношения на равноправной основе. Китайская экономика более чем в четыре раза крупнее российской, и пропасть между этими странами продолжает расширяться. Падение цен на нефть, западные санкции и избыточный государственный контроль не дают российской экономике выйти из кризиса.
Ситуация с неравной населённостью на Востоке России также может стать предметом для разногласий. Пекин давно настаивал на том, что граница с Россией несправедливо очерчена путём неравноправных договоров, заключённых в 19 веке и ранее. Острота этой ситуации очевидна, если принять во внимание присутствие нескольких миллионов китайских «гастарбайтеров» на российском Дальнем Востоке. И эта тенденция наверняка продолжится – достаточно сравнить сотни миллионов населения с китайской стороны границы и не более шести миллионов – с российской.
Китаю и России грозит оказаться в «ловушке средних доходов». Чтобы избежать её, их экономики должны больше рассчитывать на инновации и повышение продуктивности и меньше полагаться на природные ресурсы и дешёвую рабочую силу. Если либо одна, либо другая сторона не сумеет оправдать возрастающих надежд своего населения, которые сопровождают более высокий уровень доходов, то возникшие народные волнения легко могут преодолеть границу либо в ту, либо в другую сторону.
И Китай, и Россия в настоящее время входят в период нестабильности в отношениях со своими соседями. Путин использовал силу в отношениях с Украиной и Грузией, а Китай предъявляет территориальные претензии в Восточном и Южном Китайских морях. Эти обстоятельства побуждают многие страны искать поддержки у Соединённых Штатов.
Россия и Китай постараются избежать столкновения своих стратегических приоритетов, но риск всё же существует. Пекин крайне незаинтересован в том, чтобы быть втянутым в украинский конфликт. Российская позиция противоречит позиции Китая в плане нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других стран, учитывая ситуацию с Тибетом, Тайванем и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР.
Если Россия не найдёт новых источников экономического роста, то лишится статуса великой державы. Однако при достаточно прагматичном подходе, особенно в области энергетики и торговли, развитие отношений между Китаем и Россией может оказаться весьма плодотворным. В то же самое время, преграды в двустороннем сотрудничестве с течением времени могут возрасти и траектории развития двух стран могут существенно разойтись.