Россия корректирует восточные амбиции ЕС

В последний раз лидеры шести бывших советских республик, объединённых в проект ЕС Восточное партнёрство, встречались в Вильнюсе (Литва) в конце 2013 года, накануне украинской революции. Спустя несколько месяцев президент Украины Виктор Янукович был свергнут протестующими из-за того, что на этой встрече он отказался подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Вскоре Крым оказался в составе России, а на востоке страны разгорелась война.

Polish_European_Union_presidency_2011

В четверг в Риге (Латвия) стартовал новый саммит Восточного партнёрства, последствия которого вряд ли окажутся столь катастрофичными.

Напротив, он может продемонстрировать снижение восточных амбиций Евросоюза и поднять волну недовольства в Молдавии, Грузии и Украине, которые с особым энтузиазмом стремились к этому партнёрству.

Эти три страны, включая постреволюционный Киев, подписали соглашения о политической и экономической ассоциации, которые были основной темой саммита Восточного партнёрства в июне прошлого года, после года предварительных переговоров.

Однако, по всей видимости, в этот раз они уедут из Риги не солоно хлебавши. И им придётся убеждать своих гражданах в преимуществах, которые даёт партнёрство с Евросоюзом в то время, как они ощущают давление со стороны Москвы относительно того, чтобы отдать предпочтение союзу с Россией.  В частности, это касается перспектив установления безвизового режима и признания прав вхождения в состав Евросоюза.

«На рижском саммите не планируется никаких громких заявлений, и это может стать для России ещё одной возможностью подлить масла в огонь скептицизма в бывших советских республиках», считает политолог Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили.

Проект «Восточное партнерство» был запущен в 2009 году. Его целью стала популяризация европейских ценностей в шести республиках бывшего Советского Союза — Украине, Грузии, Молдавии, Белоруссии, Армении и Азербайджане. ЕС предложил этим странам сотрудничество и образование зоны свободной торговли в обмен на проведение реформ.

Однако на деле это привело к конфликту с Россией, воспринявшей этот проект как стремление присоединить её соседей к ЕС и НАТО и воспрепятствовать планам по развитию Евразийского экономического союза, который объединяет постсоветские страны и задуман как своего рода противовес Евросоюзу.

Украинский конфликт поставил Евросоюз перед дилеммой. Углубление партнёрства с бывшими советскими республиками связано с риском вызывать гнев России и привести к дальнейшему ухудшению ситуации на Украине.

Однако отказ от программы вызовет недовольство граждан, поддержавших свои прозападные правительства. ЕС же при этом будет выглядеть слабым и, по словам одного европейского министра «послужит сигналом, что эти территории оставлены для русских».

Ситуация усложняется ещё и тем фактом, что избиратели внутри Евросоюза относятся к дальнейшему расширению и введению безвизовых режимов, мягко говоря, без особого энтузиазма.

Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан полагает, что нынешний саммит должен стать для Брюсселя поводом для анализа и корректировки своей политики в отношении вышеупомянутых стран.

Между тем Украина, Грузия и Молдавия хотят видеть конкретные результаты сотрудничества, а не аналитические обзоры. Они говорят о том, что обычные граждане этих стран вряд ли смогут ощутить реальные преимущества свободной торговли с ЕС в ближайшие несколько лет.

«Люди спрашивают, почему, несмотря на движение к большей демократии и большей прозрачности они не чувствуют никакого улучшения», говорит один из ведущих грузинских бизнесменов. «Это закрытый клуб. Люди, находящиеся внутри, живут богато и не хотят никого впускать к себе. Вот как это выглядит со стороны».

Граждане стран Восточного партнёрства хотят от Евросоюза того, от чего он постоянно уклоняется: обозначить чёткие перспективы вступления в ЕС. Для Брюсселя, при желании, осуществить желание этих людей не так уж сложно, поскольку устав ЕС предусматривает возможность членства для всех европейских стран на условиях демократических реформ.

Однако, как сказал один из дипломатов ЕС, до начала рижского саммита вокруг этой формулировки разгорелись «жаркие споры». Разногласия между всегда крайне осторожными Германией, Францией, Италией и Испанией и более оптимистично настроенными Польшей, Швецией и Чехией оказались гораздо значительней, чем перед аналогичным саммитом в Вильнюсе.

«В результате очень сложных и жёстких споров, говорит он, мы пришли к типичному для Европы компромиссу и составили документ, в смысле которого разобраться практически невозможно».

Исполнительный генеральный секретарь Европейской службы внешних действий Пьер Вимон предупредил страны Восточного партнёрства, что для заключения торговых соглашений им придётся перейти на законодательство, уже существующее для единого европейского рынка. «Хотя мы и собираемся для обсуждения этих вопросов, совсем не обязательно, что в итоге ваша страна станет членом ЕС», сказал он.

В прошлом году безвизовый режим получила Молдавия, однако надежды Украины и Грузии на то, что в ходе рижского саммита они добьются аналогичных привилегий, так и не оправдались. Брюссель отказал им под предлогом наличия ряда нерешённых технических вопросов. Однако на деле, как чиновники ЕС признаются неофициально, они опасаются наплыва украинских беженцев.

«Период радужных надежд и смелых планов расширения Евросоюза давно миновал», сказал один из дипломатов ЕС. «Сегодня среди нас очень мало таких людей, как Коль и Миттеран, которые готовы строить планы по строительству единой европейской семьи». 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий