Армяно-российские отношения в свете ереванских протестов

Армянские общественные протесты последних недель против повышения правительством тарифов на электроэнергию вызывают вопросы о потенциальном начале народного движения, подобного украинскому евромайдану. Акции протеста в Ереване отличаются тем фактом, что не выдвигаются ни политические требования, ни призывы к изменению внешней политики страны. Пока эти протесты не обозначают начала изменений в армяно-российских отношениях, но они подают сигнал взрослеющего гражданского общества. Конечно, любые политические изменения в Ереване будут находиться под пристальным вниманием Москвы, поскольку у Армении с  Россией тесные военные, экономические и политические отношения, и она её последний оплот на Кавказе. По сравнению с Украиной, крупнейшей страной Восточной Европы, маленькая Армения с 3-миллионным населением, весьма уязвима. Ни её правительство, ни гражданское общество, скорее всего, не собираются порывать отношения с Москвой в ближайшее время.

062915-b1_0

Ереванские акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию в немалой степени связаны с плачевным состоянием армянской экономики, в значительной мере зависимой от Росси, которая сама переживает экономический спад. Протесты начались 19 июня, через несколько дней после того, как комиссия по регулированию общественных услуг решила с августа повысить тарифы на электроэнергию примерно ещё на 14 процентов. Это третье повышение цен за два года. В общей сумме тарифы повысились более, чем на 60 процентов. Запрос на повышение тарифов сделало ЗАО «электрические сети Армении» (ЭСА), полностью принадлежащее «Интер-РАО» —  российской энергетической компании, председатель которой, Игорь Сечин, близкий союзник Президента России Владимира Путина. Общественное недовольство было вызвано отчётом, раскрывающим некомпетентное управление компанией, к чему привёл роскошный образ жизни её российских руководителей. Терпение армян уже было на пределе по поводу коррупционного и нерационального использования средств страны, где ВВП на душу населения составляет всего лишь 3,5 тысячи долларов в год.

То, что ЭСА находится в собственности у России, отражает норму последних десяти лет – Ереван всё больше становится экономически зависимым от Москвы. Главным инвестором Армении стала Россия посредством таких бизнес-гигантов, как «Армросгазпром», ОАО «РЖД», операторов связи МТС и Билайн, а также ведущих российских банков и страховых компаний. Россия использовала экономическую и энергетическую уязвимость Армении для своей собственной выгоды. В 2002 году Армения подписала соглашение о передачи России в основном неработающих государственных промышленных предприятий в целях погашения задолженности по кредиту Москве в размере 100 миллионов долларов. С тех пор Армения была вынуждена уступить государственные активы, чтобы заплатить за импорт российского газа.

Аналогично Украине, Армения подвергается давлению Москвы, с тех пор как Ереван начал добиваться более тесных отношений с Евросоюзом. Армения изначально рассчитывала извлечь двойную выгоду из одновременного экономического сотрудничества с ЕС и Евразийским Союзом. Тем не менее, Ереван выбрал Евразийский экономический союз в 2013 году, когда Москва угрожала повышением тарифов на газ. Энергетическая зависимость Армении усугубляет её уязвимость перед Москвой. США и ЕС должны быть заинтересованы в оспаривании российского влияния. Хорошим начинанием будет инвестирование в энергетическую сферу Армении. Положительным моментом в этом направлении стало приобретение в июне американской компанией Contour Global крупнейшей ГЭС Армении «Воротан» за 250 миллионов долларов. Это самое большое американское частное инвестирование в Армению.

В военной сфере Армения более охотно шла на союзничество с Россией в связи с решением проблем региональной безопасности, особенно в отношении таких соседних государств как Азербайджан и Турция. Длившийся более двух десятилетий конфликт вокруг самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, отделившейся от Азербайджана, принёс свыше 20 тысяч смертей. Турция также воспринимается Ереваном больше как враг, а не друг, так как угрожала экономическим эмбарго и увеличила свои войска на границе с Арменией в 1990-х годах, а также до сих пор отказывается признать геноцид армян 1915 года, несмотря на растущее международное давление. Москва была гарантом безопасности Армении. А в 1990-е годы Россия создала военную базу в армянском городе Гюмри.

В последнее время отношения России с Арменией в вопросах военной базы далеки от идеала. Совсем недавно, в январе 2015 года, жители военной базы Гюмри и прилегающих районов были потрясены зверским убийством российским военнослужащим армянской семьи из семи человек, включая двухлетнюю девочку и шестимесячного мальчика. Российское правительство отказалось передать подозреваемого правоохранительным органам Армении, как это предусмотрено договором о военной базе, что привело к беспрецедентным протестам армян и столкновениям с полицией возле базы. Развитие тех событий могло привести к подрыву общественного доверия армян к российским военным силам и, возможно, будущего армяно-российского сотрудничества. Примечательно, что во время ереванских акций протеста против повышения тарифов на электроэнергию, российское правительство изменило своё мнение и, наконец, согласилось выдать подозреваемого армянским правоохранительным органам.

Сегодняшние протесты в Ереване свидетельствуют об укреплении гражданского общества Армении. Как отмечает эксперт по Армении Эмиль Санамян: «Более ста убитых на Майдане, присоединение Россией Крыма и поддержка Москвой повстанцев в Донбассе оказали сдерживающее влияние на всём постсоветском пространстве. Ереванские протестующие преодолели страх применения силы со стороны полиции и потенциального российского наказания. И если им удастся мирным путём достичь своих целей, то это может помочь прекратить дрейф страны в сторону авторитаризма».

Тем временем, протесты в Ереване подняли вопрос, не перерастёт ли напряженность в события, подобные украинским, и какую роль Россия будет играть в возможных событиях. В отличие от Украины, Армения представляет собой гомогенное общество, в котором другие этнические группы (в том числе Русские) составляют только полпроцента населения. Тем не менее, несмотря на возражения Еревана, в прошлом Россия уже проводила обширную программу по выдаче российских паспортов армянам, делая их гражданами РФ. Программа была прекращена в 2013 году из-за давления армянской общественности и правительственной оппозиции. Но к тому времени примерно 200-300 тысяч граждан Армении уже получили российские паспорта. Эти новоиспеченные граждане России и военная база в Гюмри являются факторами риска, которые потенциально могут служить в качестве предлога для вмешательства Москвы во внутренние дела Армении.

Если Армения когда-либо захочет отдать предпочтение Европе и Западу, а не России — как это сделала Грузия — вряд ли Москва позволит Еревану легко выйти из сферы своего влияния. Союзники Армении могут помочь ей уменьшить уязвимость страны. Если в дополнение к инвестициям в энергетический сектор, США и ЕС помогут Армении окончательно помириться с Азербайджаном и Турцией, то Ереван сможет избавиться от военной зависимости от России. Аналогичным образом, почти восьми миллионам членам армянской диаспоры, проживающим в основном в Соединенных Штатах, Франции и России следует также оказывать поддержку в борьбе с историческими претензиями соседей Армении, чтобы помочь зарыть топор войны. А до тех пор любые армянские реформы экономического развития или попытки обзавестись более тесными отношениями с Евросоюзом будут с осторожность предприниматься Ереваном, в первую очередь потому, что они встретят сопротивление Москвы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Армяно-российские отношения в свете ереванских протестов”

Добавить комментарий