Очередной вызов, стоящий перед Джоном Керри

Ядерное соглашение с Ираном может служить убедительным подтверждением высокого дипломатического профессионализма и ответственности Джона Керри. В нынешнюю эпоху, когда Пентагон доминирует в нашей внешней политике, и применение военной силы часто оказывается первым из возможных вариантов выбора, он фактически возродил в значительной степени дискредитированную политику «мягкой силы», вернул к жизни в США практику достижения своих целей с помощью дипломатического давления и переговоров.

Подпись к изображению. Госсекретарь США Джон Керри встречается с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, Женева, март 2015 года
Iran_Nuclear_Talks_US_Russia-06b76

Как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Его «наградой» стало не только решительное сражение с отечественными ястребами из обеих политических партий, пытающимися торпедировать иранское соглашение. Керри предстоит еще одна схватка, которая окажется еще более яростной, и ставки будут еще более высокими. Ему придется противостоять попыткам эскалации конфликта с Россией из-за Украины и превращению его в реальную холодную войну. В очередной раз Керри должен отстоять наши истинные национальные интересы в сфере безопасности от тех, кто готов безответственно «размахивать мечом» американской военной силы.

Голоса, призывающие к новой холодной войне (а иной раз и к чему-то пострашнее)  против России, раздаются все громче. «Если вы хотите говорить о стране, способной нести угрозу существованию Соединенных Штатов, мне придется указать на Россию», заявил генерал Джозеф Ф. Данфорд-младший во время сенатских слушаний по поводу утверждения его кандидатуры на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов США. Данфорд отнес Россию к «главным угрозам» национальной безопасности США, явно напугав тех, кто помнит катастрофу 11 сентября. Даже несмотря на то, что США объявили недавно о своем намерении направить инструкторов для обучения украинской регулярной армии, Данфорд рекомендовал пойти дальше и предоставить киевскому режиму американские вооружения, что является очередным шагом к гибридной войне с  Россией, которой до сих пор сопротивляется президент Обама.

Данфорд, без сомнения, служит интересам так называемой партии войны, имеющей своих сторонников в Конгрессе, администрации президента и военных кругах, возглавляемой сенатором Джоном Маккейном, министром обороны Эштоном Картером, помощником госсекретаря Викторией Нуланд и командующим Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генералом Филиппом Бридлавом. Эта партия войны сфабриковала «российскую угрозу Европе» и толкнула президента к еще более воинственному поведению в отношении Москвы, включая военные маневры НАТО в Восточной Европе и размещение, впервые в истории, танков, войск и артиллерии на западной границе России.

Данфорд считает «разумным» поставку оружия украинским вооруженным силам, которые, как недавно стало известно общественности, включают неонацистские добровольческие подразделения. Однако, подобный шаг, как считает Джеймс Карден, практически неминуемо приведет к эскалации военного противостояния, увеличению количества жертв среди гражданского населения, окончательному провалу минских соглашений и, вполне вероятно, спровоцирует дальнейшие военные действия России в восточной части страны.

Будучи сосредоточенным на иранских переговорах, Керри тем не менее, время от времени предпринимал попытки разрядить обстановку. Заместитель пресс-секретаря госдепартамента Марк Тонер, комментируя заявление Данфорда, сказал репортерам: «Разумеется, у нас есть разногласия с Россией… однако, мы не воспринимаем их как угрозу жизненно важным интересам Америки».

Продолжающееся гражданское противостояние на Украине стремительно превращается в опосредованную войну между НАТО и Россией. Дипломатические контакты сводятся на нет развертыванием вооружений и военными маневрами. Разрушаются и связи, обусловленные сотрудничеством в различных сферах, от торговли до контроля над вооружениями. А шумиха вокруг более активного вмешательства США в конфликт заглушает любые разумные оценки наших национальных интересов, природы конфликта на Украине и истинной сущности становящегося все более авторитарным киевского режима. Партия войны, похоже, вознамерилась превратить всю Европу, вплоть до границы с Россией, в сферу влияния США и НАТО. Более отдаленная цель, провозглашаемая некоторыми политиками – смена режима в самой России.

Это безрассудство. Россия, возможно, авторитарная страна, однако, она обладает ядерным оружием и ей присуще глубокое чувство национальной гордости. У нас имеются все причины, как уже говорил Стивен Коэн, стремиться к новой разрядке напряженности в отношениях с Россией. Коэн является соучредителем американского Комитета за соглашение между Востоком и Западом («The American Committee for East-West Accord»), среди членов которого также бывший сенатор Билл Брэдли и Джек Мэтлок, бывший посол США в Советском Союзе при Ронадльде Рейгане и Джордже Буше. Комитет считает, что интересам Америки гораздо больше отвечает интеграция России в мирную Европу, а не воссоздание разделенных и враждебных политических лагерей. Соединенные Штаты должны стремиться к ослаблению напряженности, продолжать сокращение ядерных арсеналов и международное сотрудничество с Москвой. Вашингтон должен способствовать расширению политического пространства для реформаторов внутри России, а не усиливать позиции сторонников жесткой линии в Кремле. Как продемонстрировали переговоры по сделке с Ираном, а также усилия по лишению сирийского режима Башара Асада его химических вооружений, истинным национальным интересам США, от проблем распространения ядерного оружия до борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке и в Афганистане, гораздо больше отвечает сотрудничество и партнерство, а не вражда и противостояние с Москвой.

Керри – «тертый калач». Он хорошо знает, как раздуваются угрозы и обостряются военные конфликты. Имеется у него и личный опыт участия в напрасных и необдуманных войнах. Когда семь министров иностранных дел, участвовавших в переговорах по иранской ядерной сделке, встречались в последний раз, каждый из них кратко высказал свое мнение о текущем моменте. Выступая последним, Керри припомнил, как он молодым морским офицером отправился на войну во Вьетнам. Оттуда он вернулся убежденным сторонником применения дипломатии с целью избежать ужасов войны.

Сегодня мы должны действовать, чтобы противостоять партии войны внутри Администрации и Конгресса США и возродить дипломатию, чтобы предотвратить эскалацию конфликта с Россией. Это означает соблюдение минских договоренностей, которые нарушаются всеми участниками соглашения. Это также означает инициирование процесса, который приведет к заключению договора по Украине, гарантирующего ее территориальную, политическую и военную независимость, а также обеспечивающего реальную автономию для регионов, исторически связанных с Россией или Западом. Ничего из перечисленного невозможно осуществить без признания факта, что у России есть легитимные интересы, связанные с ее соседом, подобно тем, которые есть у Соединенных Штатов в Мексике. Ничего нельзя сделать без дипломатического наступления, достаточно мощного для противостояния тенденциям, обостряющим конфликт.

Хотя партия войны продолжает «выть на луну», Керри удалось достичь соглашения, которое предотвратит создание Ираном ядерного оружия как минимум в течение ближайшего десятилетия. Сегодня, несмотря на то, что ему приходится защищать это соглашение, Керри вынужден параллельно прилагать дипломатические усилия для урегулирования другой проблемы, где ставки еще более высоки.

Автор, Катрина ванден Хейвел – американская журналистка и общественный деятель, главный редактор журнала  «The Nation»

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий