Сближение России и Саудовской Аравии может означать реальный поворот в сторону Ближнего Востока и создание более прочного и выгодного союза, чем с Китаем.
Подпись к изображению: «Слева направо: послы Арбен Газиони (Албания), Грум Абая Тешоме (Эфиопия), Мамаду Дэм (Сенегал), Хулио Сезар Прадо Эспиноса (Эквадор) и Абдулрахман Аль-Расси (Саудовская Аравия) перед президентом России Владимиром Путиным на церемонии вручения верительных грамот зарубежным послам в Кремле, Москва».
На фоне спорного соглашения между Ираном и постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германии, договорённость между Россией и Саудовской Аравией, согласно которой Эр-Рияд будет инвестировать 10 миллиардов долларов в экономику России, так и не была достигнута. А ведь эта сделка говорит о крупном развороте в российской политике, не менее важном, чем поворот России к Китаю.
По крайней мере, соглашение с Саудовской Аравией, которое должно быть выполнено в течение четырёх-пяти лет, является более конкретным, чем амбициозные проекты прокладки газовых магистралей в Китай.
«Сделка с Саудовской Аравией – это крупное партнерство по привлечению иностранного капитала в Россию за последние годы, – заявил гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. – До этого самым крупным инвестором совместно с РФПИ были ОАЭ, которые решили инвестировать 7 миллиардов долларов в российскую экономику».
«Арабские инвесторы приходят Россию, пока другие от неё отворачиваются» — пишут «Ведомости». Прямые инвестиции в Россию за 2014 год составили 21 миллиард долларов, и впервые за многие годы в течение последних двух кварталов зафиксирован чистый отток.
По словам Дмитриева, семь проектов с Саудовской Аравией уже находятся на рассмотрении, и до конца этого года планируется заключить ещë десять сделок. Эр-Рияд заинтересован в развитии инфраструктуры, сельского хозяйства, розничной торговли, медицины и недвижимости.
Инвестиции и «Искандеры»
«До недавнего времени саудовские министры относились к нам с подозрением, но личная встреча наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен Сальмана и президента Владимира Путина на Петербургском экономическом форуме всё изменила» – говорит Дмитриев. Другие российские эксперты также полагают, что личные договоренности между двумя лидерами являются чрезвычайно важными для арабов.
За последнее время Путин несколько раз звонил бен Сальману, а визит наследного принца в Санкт-Петербург стал своего рода сенсацией. Саудовская Аравия является ключевым союзником США на Ближнем Востоке, и на фоне непрекращающихся экономических санкций со стороны США и негативного отношения Белого дома лично к Путину такой визит может рассматриваться в Вашингтоне как очень неожиданный дипломатический шаг.
Кроме того, эта крупная инвестиционная сделка между Москвой и Эр-Риядом сопровождалось переговорами о поставках российских ПВО «Искандер» в Саудовскую Аравию.
О готовности России поставлять в Саудовскую Аравию оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» заявил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.
В июне делегация Саудовской Аравии посетила военно-технический форум «Армия-2015» в Подмосковье, где были проведены переговоры о приобретении этих комплексов. Если «Искандеры» действительно будут поставлены в Саудовскую Аравию, это станет вызовом Вашингтону, который сейчас является монополистом по поставкам оружия в королевство.
Эр-Рияд хочет спровоцировать США?
Что же стоит за этими попытками по оживлению экономических и политических связей между двумя странами? Саудовцы крайне недовольны соглашением с Ираном, которое так яростно отстаивал и защищал президент Обама, несмотря на критику со стороны республиканского Конгресса. Складывается впечатление, что именно Исламская республика может не в столь отдалённом будущем превратиться из смертельного врага в важного союзника США. Неудивительно, что Вашингтон не упускает возможности похвалить Тегеран за его противостояние террористической группировке ИГИЛ.
В то же время США полностью отказалась от участия в борьбе против хуситов в Йемене, поддерживаемых Ираном. Саудовская Аравия фактически возглавляет там боевые действия, хотя и не слишком эффективные, в довольно ограниченном масштабе и без участия сухопутных сил.
Нефтяные интересы Эр-Рияда также способствуют сближению с Россией. У Саудовской Аравии есть своя цель – решить проблему низких цен на нефть, однако это необходимо делать не скачкообразно, а добиться долгосрочной стабилизации. И хотя нет речи ни о каком сговоре между Саудовской Аравией и Россией против США, продолжающей наращивать добычу сланцевой нефти, более тесное сотрудничество и координация с Москвой в нефтяной сфере теоретически в один день может привести к появлению довольно прочного союза, который, особенно в свете статуса России в качестве наблюдателя в ОПЕК, может противостоять новой монополии США на нефтяном рынке и привести к росту цен на энергоносители.
Расширяя контакты с Эр-Риядом, Россия также преследует долгосрочные интересы. Прежде всего, первоочередной интерес Москвы – это преодоление международной изоляции и приобретение новых партнеров и союзников с целью выйти из замкнутого круга, в котором у России на мировой арене статус страны-изгоя. К тому же Россия, долгое время имевшая довольно сильное влияние в арабском мире, по всей видимости, готова изменить свою стратегию на Ближнем Востоке. Неспроста президент Путин, как сообщают мировые СМИ, недавно сам позвонил Бараку Обаме, чтобы обсудить Сирию. И не менее удивительной была реакция хозяина Белого дома, заявившего, что он был «воодушевлен» этим звонком.
Вполне вероятно, что утверждения как западных, так и российских экспертов о том, что Россия готова к эффективному сотрудничеству с США в борьбе с исламским фундаментализмом, не являются чистой фантазией. И если это действительно так, то сотрудничество может стать той силой, способной вытянуть Россию и Запад из глубокого кризиса, который никому не нужен. Эти ожидания укрепились после последних заявлений западных политиков (включая Обаму) о том, что без участия России сделка с Ираном была бы невозможна.
Поворот на Ближний Восток
Между тем, далеко не все российские ученые склонны преувеличивать значение последних соглашений с Саудовской Аравией. «Это абсолютная ерунда заявлять о том, что у нас заключается какой-то новый союз, альянс, что-то меняется, – заявляет крупнейший российский востоковед Георгий Мирский. – Всё остаётся так, так и было. У России всегда были хорошие отношения с арабским миром, но никогда, по крайней мере после того, как ушли на тот свет такие люди, как Гамаль Абдель Насер, Ясир Арафат, Хафез Асад, не было никаких оснований полагать, что они каким-то образом разорвут отношения с США и примкнут к нам. Они выберут и тех, и других – Саудовская Аравия не сможет обойтись без США».
Тем не менее, активизацию отношений с таким важным государством, как Саудовская Аравия, следует признать положительным событием, особенно учитывая тот факт, что Россия поддерживает Иран и готова к сотрудничеству с США по урегулированию конфликта в Сирии, хотя её возможный отказ от поддержки режима Асада всё ещё остается под вопросом.
В случае успешных действий со стороны Москвы эта новая стратегия может ознаменовать собой реальный разворот на Ближний Восток и создание более прочного и выгодного в экономическом и политическом плане союза, чем разрекламированная пропагандистами в Кремле глобальная евразийская интеграция, предполагающая тесные отношения России и Китая.