Новый американский стелс-истребитель не способен укрыться от российских радаров

Унифицированный ударный истребитель F-35, который Пентагон считает будущим своей малошумной тактической авиации, обладает целым рядом недостатков. Однако наиболее серьезным из них, возможно, является то, что он фактически не является незаметным для все большего числа российских и китайских радаров. Не слишком хорош F-35 и в подавлении радиолокационных средств противника. А это означает, что Министерство обороны тратит сотни миллиардов долларов на истребитель, которому понадобится помощь специального самолета радиоэлектронного подавления, чтобы защитить этот «сияющий на экране», как говорят некоторые инсайдеры, сверхновый истребитель.

46622096.cached

Эти проблемы вовсе не являются тайной. F-35 поддается пеленгации с помощью радаров, работающих в метровом диапазоне. Система радиоэлектронного подавления в основном действует в диапазоне X (5200-11000 Мгц), в секторе, который покрывает его радар APG-81. И это не критика в адрес программы, а результаты выбора клиента, то есть Пентагона.

Утверждать, что F-35 является защищенным от радаров метрового диапазона, все равно что заявлять, что небо не голубое, поскольку в обоих случаях утверждение не имеет ничего общего с реальностью. Физик поздне-викторианской эпохи лорд Рэлей дал свое имя эффекту рассеяния электромагнитного излучения предметами, меньшими по размеру в сравнении с длиной волны. Это относится к частицам в воздухе, которые рассеивают солнечный свет, а также к стабилизаторам и законцовкам крыльев самолета, которые имеют габариты, близкие к длине волны метрового диапазона.

Характеристики систем противодействия малозаметным летательным аппаратам, работающих в метровом диапазоне, известны очень давно. Они были известны еще на заре стелс-технологий, в 1983. Когда Линкольнская лаборатория Массачусетского технологического института заказала 150-футовый радар для имитации российской системы дальнего обнаружения «Оборона П-14». Специалисты компании Lockheed Martin, разработчики и производители F-35, должны были бы знать об этом радаре, ведь они его делали.

Защита самолета от радаров метрового диапазона начинается с ликвидации хвостового оперения, как у бомбардировщиков B-2. Однако, эксперты не понимали, как можно сделать это у сверхзвукового маневренного самолета (каким предполагалось сделать F-35), когда появилась первая информация о его характеристиках.

Не существовало в 1995 году и технологии широкополосного подавления для малозаметных самолетов. Сторонники стелс-технологий не могли не знать о существовании одной очевидной и неразрешимой проблемы: чтобы использовать систему подавления нужно быть уверенным, что самолет обнаружен радаром противника. В противном случае радиоэлектронное подавление просто выдаст его присутствие и позволит определить, что это самолет с антирадарным покрытием, поскольку противник увидит его сигнал, а не отражение своего собственного.

Можно быть уверенными, что бортовая система радиоэлектронного подавления не установлена на F-35. Если бы требования к истребителю были хоть на йоту ужесточены с момента старта программы, его защитники сразу выступили бы с заявлениями о задержках и дополнительных расходах.

Впрочем, одним противорадарным средством истребитель все же обладает: это одноразовая радиолокационная ловушка (ложная цель) ALE-70. Она является экстренным средством для отражения ракетной атаки, но не может помешать обнаружению самолета.

Разработчики F-35 в середине девяностых годов были почти правы, когда рассчитывали, что коротковолновое противорадарное покрытие и система электронной атаки, в сочетании с пассивным электронным наблюдением для ситуационной осведомленности, были бы адекватными для постановки машины на вооружение. Однако они предполагали тогда, что F-35 поступят в эскадрильи США в 2010 году, а военную модернизацию Китая в тот момент было трудно себе вообразить.

Угрозы в конце нынешнего десятилетия будут качественно иными. Со старыми радарами метрового диапазона можно справиться за счет разрыва цепочки между обнаружением и слежением: они не обладают для этого достаточной производительностью. Более цепкими противниками являются радары с             антенной решёткой с автоматическим электронным сканированием, радары метрового диапазона высокой мощности и новые устройства слежения в дециметровом и сантиметровом диапазонах.

В прошлом августе во время авиашоу под Москвой демонстрировались новые высокомобильные системы противодействия малозаметным летательным аппаратам, которые поступают в настоящее время в российские ВКС. Их главным элементом является огромная (30 метров в ширину) цифровая антенная решётка с автоматическим электронным сканированием метрового диапазона, работающая в комбинации с мощными высокочастотными радарами, которые могут отслеживать малоразмерные цели после того, как их обнаружит радар метрового диапазона. Несколько позже появилась информация о том, что ВМС США обеспокоены появлением на китайских военных кораблях радаров 517M, работающих в метровом диапазоне, которые, по утверждению производителя, также имеют антенную решётку с автоматическим электронным сканированием.

Это не означает, что стелс-технологии ушли в прошлое, однако резонно предположить, что игра в кошки –мышки в воздушном бою закончилась, или скоро закончится. Системы электронной атаки или стелс-технологии до сих пор не слишком комфортно чувствуют себя на одной и той же платформе, но в случае применения внешних систем электронной атаки, они могут дать синергетический эффект: чем меньше по размеру цель, тем меньше будет мощность радиоэлектронного подавления, необходимая для ее маскировки.

Однако, динамичное изменение угроз возвращает нас к уроку, что не существует гарантий победы в радиолокационной игре. Чрезмерная ставка на единственную конструкцию является не слишком хорошей идеей, а использование вымышленной секретности для подавления споров – это еще хуже.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий