Амбициозные планы России в Арктике вызывают тревогу на Западе

В августе прошлого года российский танкер отправился из Норвегии в Южную Корею через Северный Ледовитый океан, причем это был первый в истории случай, когда корабль прошел по Северному морскому пути без сопровождения ледокола. Это был знаменательный момент в открытии ранее недоступных из-за льдов северных торговых путей. Судя по всему, он стал каплей, переполнившей чашу и без того интенсивной «гонки вооружений» и всеобщей борьбы за влияние на «крыше мира».

Американские эксперты подчеркивают, что все эти процессы создают особую проблему для Соединенных Штатов. Отчасти это объясняется тем, что Вашингтон никогда не рассматривал крайний север как крупный стратегический приоритет. Этот регион воспринимался как часть сферы влияния России. В настоящее время Китай также строит планы превращения в крупного игрока в арктическом регионе.

На прошлой неделе Пекин опубликовал первый проект китайской национальной стратегии в Арктике, который предусматривает более тесное сотрудничество с Москвой, в том числе с целью создания «Полярного шелкового пути» в Европу, арктической морской составляющей его всеобъемлющей инициативы «Один пояс, один путь».

Как Кремль, так и Пекин неоднократно заявляли, что их амбиции, прежде всего, носят коммерческий и экологический, но не военный характер. Однако в последнее время Вашингтон становится все более подозрительным, и, понимая, что он рискует безнадежно отстать от потенциальных противников, Пентагон пересмотрел свою стратегию в Арктике.

Выступая перед членами Конгресса в мае прошлого года, командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт сообщил, что Вашингтон рассматривает возможность установки противокорабельных крылатых ракет на свои ледоколы последнего поколения, что является серьезным отступлением от основной исследовательской и спасательной функции этих судов.

Это предложение высмеяли про-кремлевские новостные каналы, а один из высокопоставленных представителей России заявил, будучи в Норвегии, что арктический регион не представляет «вызовов военного характера» для какой-либо страны.

Однако, на самом деле по степени военной экспансии в зоне Северного полярного круга, Россия значительно опережает все остальные страны и это вызывает определенную тревогу у соседей, в частности, Норвегии и Канады. У обеих этих стран имеются обширные участки практически незаселенной северной территории, а также интересы в области добычи нефти, газа и минералов на арктическом шельфе, которые, по их мнению, могут оказаться под угрозой. Как Норвегия, так и Канада увеличили свои расходы на оборону, направив их главным образом на укрепление военного потенциала в северных районах, а также агитировали Соединенные Штаты поступить таким же образом.

Планы России по укреплению военного присутствия в Арктике (голубым цветом показаны территории, на которые заявлены претензии со стороны США, фиолетовым — Канады, зелёным -Дании)

GN36172-Artboard_1

Как сообщало в прошлом году агентство Reuters, Москва в последние годы направляет на развитие своей обороны на Севере больше средств, чем в любой другой момент после падения Берлинской стены. В некоторых случаях российский военный потенциал даже превышает советский, существовавший до 1989  года. В том числе речь идет и о возобновлении деятельности шести военных объектов, а также о строительстве трех новых крупных атомных ледоколов, которые должны пополнить ее ледокольный флот, состоящий из 40 судов.

Российский Северный флот, базирующийся в Мурманске, также получит свою долю инвестиций, в том числе в виде двух новых ледокольных корветов, специально предназначенных для оснащения передовыми противокорабельными ракетами, самыми новыми из тех, что имеются у Москвы. Россия заявляет, что Северный флот осуществил боле 200 запусков ракет в рамках почти 300 учений на протяжении 2017 года, что, несомненно, является рекордом для эпохи после окончания холодной войны.

Москва считает, что северные воды имеют ключевое значение для обороны страны. В частности, Кремль рассматривает их как бастион, в котором можно спрятать подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами, которые могли бы понадобиться для сдерживания внешних атак.

В то время как американские подводные лодки и субмарины НАТО потенциально способны пройти эти воды, не будучи обнаруженными, оборонительные меры Москвы сделали практически  нереальным выживание надводного транспорта противника вблизи российской территории в случае какого-либо вооруженного конфликта.

По словам представителей Береговой охраны США, первый новый американский ледокол вряд ли поступит на вооружение до 2023 года, но и этот срок будет зависеть от дополнительного финансирования, которое пока тоже не гарантировано. Считается, что единственный действующий тяжелый ледокол американских Вооруженных Сил, «Полярная звезда», не сможет продолжать нести службу дольше пяти лет. Кроме того, у этого корабля имеются и другие обязанности на противоположном конце планеты – в Антарктике.

Первый китайский ледокол отечественного производства «Снежный дракон-2», выпущенный в декабре прошлого года, будет действовать вместе со своим тезкой, построенным по заказу Пекина Украиной и введенным в эксплуатацию еще в 1994  году. Считается, что ни один из этих «Снежных Драконов» не вооружен, но учитывая изменение «обстановки на фронтах Арктики», все может легко измениться.

Следует признать, что еще большее значение, вероятно, имеет коммерческий и экономический потенциал в Арктике, а также дипломатические кампании, направленные на его защиту и укрепление. По мнению экспертов, это именно та область, в которой отставание Америки выглядит наиболее вероятным.

Россия – единственная страна, располагающая достаточным парком ледоколов, чтобы надежно сопровождать любой транспорт через все еще периодически замерзающие воды, и это оказывает огромное влияние на региональные морские перевозки.

По оценкам Геологической службы США, в Арктике может находиться более пятой части неразведанных мировых запасов нефти и газа. Россия уже более десяти лет агрессивно заявляет о своих претензиях, используя малые подводные лодки для установки государственных флагов на дне океана, в знак закрепления своих прав на 1,3 миллиона квадратных километров подводного континентального шельфа.

Возрастающий аппетит Китая к этому региону – еще одна масштабная тенденция последних лет. Канадские эксперты были потрясены, увидев китайский стратегический документ, в котором Северо-западный проход (северный морской путь между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага) назван «международным проливом».

Канада уже давно заявляет, что этот район является ее собственными «внутренними водами». Разница в формулировке отнюдь не только семантическая: она может изменить состав субъектов управления и порядок пользования этим водным путем.

В ходе своего официального брифинга, посвященного публикации этого правительственного документа, представитель Пекина заявил, что точка зрения Китая сводится к тому, что любые споры по поводу торговых путей должны решаться посредством «дружеских консультаций» в соответствии с нормами международного права.

Китайская «дипломатия улыбок» в связи с северным маршрутом призвана смягчить опасения заинтересованных сторон. Президент Си Цзиньпин посетил Финляндию, Аляску и Исландию в мае прошлого года. Однако, этого недостаточно, чтобы устранить проблемы с Канадой, Гренландией и другими странами, не в последнюю очередь связанные с растущим числом китайских рабочих-мигрантов, переезжающих в регион для работы в горнодобывающей промышленности и других сферах.

Соединенным Штатам, возможно, никогда не придется вести войну в Арктике, и не в последнюю очередь потому, что очень сложно вообразить, как она может начаться, не спровоцировав более масштабного глобального конфликта. Однако, это совершенно не означает, что Америка не может оказаться постепенно и без какой-либо борьбы вытесненной из Арктики, которая в ближайшем будущем превратится в стратегически важный регион.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (9 голосов, среднее: 4,22 из 5)
Loading...Loading...




  1. Вольф:

    Что-то Россия всё осваивает-осваивает-осваивает, на протяжении уже нескольких веков, северный морской путь и никак освоить не может.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *