Арктическое соперничество великих держав: Соединенные Штаты, Россия и Китай

По мере того, как климат в Арктике теплеет, увеличивается потенциал соперничества между Соединенными Штатами, Китаем и Россией. В то время как Россия, которая на протяжении столетий является арктической державой, милитаризирует побережье Северного Ледовитого океана, Китай, провозгласивший себя «околоарктическим государством», расширяет свои коммерческие амбиции, охватывающие Гренландию и Россию посредством «Полярного шелкового пути», одного из компонентов инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Соединенные Штаты рассматривают обе страны как конкурентов в возобновившемся геополитическом состязании за власть и влияние на Крайнем Севере. На данный момент это состязание ограничивается демонстрацией намерений и, в более широком смысле, заявлениями о притязаниях. Однако, заглядывая вперед, возможно, целесообразно определить ключевые национальные интересы игроков, чтобы было легче предсказать будущие взрывоопасные факторы.

Россия – милитаризация, нефть и газ

Подход России к Арктике в значительной степени обусловлен ее географическим положением и историческим статусом арктической державы. Пятьдесят три процента береговой линии России приходится на Арктику, что делает ее главной зоной проекции силы. Россия также имеет наибольшую численность коренных народов в Арктике, которая составляет около 1,4 миллиона человек. Однако, что наиболее важно, у России имеется огромный экономический интерес, связанный с добычей нефти и газа в Арктике, а также с дальнейшим экономическим развитием Северного морского пути. Таким образом для России Арктика – это район самых высоких ставок.

На протяжении нескольких последних лет Россия неуклонно наращивает свое военное и деловое присутствие в Арктике, создавая новые базы, а также обновляя старые. Более того, Россия строит новые ледоколы и подводные лодки, часть из которых являются атомными, что делает ее страной, обладающей в регионе явным преимуществом с точки зрения существующей  военной техники.

Хотя нынешнее наращивание российского военного потенциала в Арктике носит преимущественно оборонительный характер, некоторые ее действия могут быть восприняты как двойственные, то есть одновременно оборонительные и наступательные. Например, в 2014 году Россия создала новый стратегический командный центр в Североморске как с целью укрепления безопасности на Крайнем Севере, так и для защиты своих интересов. Это привело, помимо прочего, к увеличению числа военных учений в Арктике. Россия также построила более 475 новых военных объектов и 16 новых глубоководных портов.

Хотя эта милитаризация может создать впечатление повышенной агрессивности России, важно отметить, что российский интерес к Арктике также вращается вокруг нефти и газа. Большая часть незадействованных ресурсов в пределах территориальных границ России приходится именно на Арктику, что придает этому региону исключительную важность с точки зрения экономического развития страны.

Для России, которая на протяжении всей истории всегда гордилась своими природными ресурсами и во многом зависела от их экспорта, стремление к контролю над Северным морским путем, обширный ледокольный флот и интерес к Арктике выглядят вполне логично. Как бы то ни было, Россия всегда будет уделять этому региону особое внимание, поскольку лед продолжает таять, а ресурсы становятся все более доступными.

Китай – «околоарктический» чужак

Китай также играет интересную роль в Арктике. Примечательно, что он не входит в восьмерку государств, представленных в Арктическом совете. Однако Пекин провозгласил себя «околоарктической» державой, присоединившись к Совету в качестве наблюдателя в 2013 году. А в 2018 году была опубликована «Белая книга», в которой изложена арктическая стратегия Китая. В этом документе Пекин представил «Полярный шелковый путь» как элемент своей инфраструктурной инициативы «Один пояс, один путь». Прежде всего, в нем утверждается, что Китай будет развивать новые морские пути, которые откроются благодаря глобальному потеплению. Помимо этого, в качестве основных отраслей, рост которых связан с глобальным потеплением, в Пекине считают добычу нефти и газа, промышленное рыболовство и туризм.

Хотя интерес Китая, по всей видимости, носит, прежде всего, экономический и коммерческий характер, во всяком случае, пока, другие страны придерживаются иной точки зрения. Так, например, бывший госсекретарь США Майк Помпео назвал Китай источником угрозы миру в Арктике и указал на его действия в Южно-Китайском море как на иллюстрацию того, что может произойти в Арктике, если позволить Китаю продолжать его посягательства.

Еще одним камнем преткновения между США и Китаем является Гренландия. В последнее время Китай пытался приобрести на этом северном острове старую военно-морскую базу и построить новый аэропорт. Однако эта попытка была пресечена правительством США, которое якобы заявило, что намерено инвестировать средства в эти проекты вместо Китая. Впрочем, Китай не оставляет попыток сформировать инвестиционные отношения с Гренландией, Исландией и Финляндией. Предположительно, речь идет о геотермальной энергетике, но, возможно, вопрос также касается будущего «Полярного шелкового пути».

Главным партнером Китая в Арктике, по всей видимости, может быть Россия. Две державы все более активно сотрудничают в освоении природных богатств Крайнего Севера, где Пекин финансирует российские инфраструктурные и энергетические проекты. Пока неизвестно, будут ли они успешно сотрудничать и впредь, если принять во внимание отсутствие исторических тесных отношений и определенное взаимное недоверие.

Соединенные Штаты – пассивный игрок

Из трех стран, о которых идет речь, Соединенные Штаты являются наиболее пассивным игроком. Большая часть ее политики представляет собой реакцию на те или иные действия Китая и России, которые Вашингтон считает неприемлемыми и называет вторжениями. Американский подход к Арктике состоит в том, что она воспринимается как очередной театр соперничества великих держав. Соединенные Штаты постепенно наращивают свое военное и экономическое присутствие в высоких широтах. Так, в последнее время были размещены заказы на строительство двух новых ледоколов. Впрочем, с приходом к власти администрации Байдена Америка проявляет растущий интерес к региону. Как Военно-морские силы США, так и Министерство внутренней безопасности опубликовали в нынешнем году свои новые арктические стратегии, что является иллюстрацией особого внимания Вашингтона к Крайнему Северу. Короче говоря, хотя Соединенные Штаты ведут себя далеко не столь напористо, как Россия, американская риторика становится все более явно нацеленной на сдерживание китайского влияния и российской милитаризации Арктики.

Безусловно, речь не идет о том, что три упомянутые державы готовы в ближайшее время вступить в тотальную войну между собой, следует отметить, что риторика со всех сторон становится все более воинственной и резкой. С приходом новой администрации Байдена будет интересно наблюдать, в какой степени может измениться американская риторика, а также будет ли по-прежнему нарастать напряженность в Арктике.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий