Согласно рассекреченному историческому труду Агентства национальной безопасности «Американская криптология в годы холодной войны», период 1982-1984 гг. был отмечен самым опасным советско-американским противостоянием с момента Карибского кризиса. В тайном досье говорится, что «истерия холодной войны достигла своего пика» осенью 1983 года и пришлась на ядерные учения НАТО под названием Able Archer 83, которые согласно Особой национальной разведывательной оценке ЦРУ стали причиной «подъёма по боевой тревоге советских военно-воздушных частей в Германии и Польше, сопровождавшегося повышением боеготовности ядерных наступательных сил».
Несмотря на последствия этой возможной ядерной ошибки в расчётах, история военного психоза Able Archer 83 осталась большей частью закрытой для общества. Нехватка первичных источников даже заставляла критиков – и кое-где небезосновательно – характеризовать изучение военного психоза как «эхо-камеру неадекватного исследования и ошибочного анализа», а также «круговую зависимость от ссылок» с излишним доверием к «одним и тем же скудным доказательствам».
В попытке заполнить эту «эхо-камеру» Архив национальной безопасность начал издание, в трёх частях, крупнейшего собрания документов об инциденте, доступных во всемирной паутине. Источниками этих документов являются разрешения на публикацию, выданные согласно Закону о свободе информации ЦРУ, Агентством национальной безопасности, Министерством обороны и Государственным департаментом, находки исследователей в американских архивах, а также прежде засекреченные материалы советского Политбюро и КГБ, интервью с бывшими советскими генералами, а также архивы из других бывших коммунистических государств.
В составе сегодняшнего выпуска есть особенно показательный документ – отчёт 17-й авиадивизии о результатах выполнения задания в рамках Able Archer 83. Этот отчёт является первым официальным документом, в котором подробно описывается осуществлявшийся в ходе Able Archer 83 «переход от операций с использованием исключительно обычных вооружений к операциям с использованием химических, ядерных и обычных вооружений». Фактически, из него становится ясно, что вторичные и третичные источники, на которых основываются современные описания Able Archer 83, не сообщают даже правильных дат учений (7-11 ноября 1983 года).
Отчёт по результатам выполнения задания содержит и другие красноречивые подробности, касающиеся Able Archer 83, которые указывают на то, что по сравнению с предыдущими, эти учения включали в себя более провокационные элементы. Эти изменения могли быть неверно истолкованы напуганными органами советской разведки, озабоченными скорой установкой в Европе «обезглавливающих» ракет «Першинг-2» и получивших от генерального секретаря Юрия Андропова задание провести крупнейшую в истории разведывательную операцию мирного времени – операцию РЯН. Её целью было выявление признаков подготовки к «ракетно-ядерному нападению» – кодовое имя, которым пользовался КГБ для обозначения внушающего страх первого ядерного удара Запада.
Эти потенциальные признаки включали: выполненную в режиме радиомолчания переброску 170 воздушными рейсами 19 тысяч американских солдат в Европу (это произошло во время гораздо более масштабного, чем Able Archer 83, и предшествующего ему учения с использованием обычных вооружений Autumn Forge 83), перемещение командований НАТО из «постоянных штабов военного времени в запасные штабы военного времени», практику «новых процедур запуска ядерного оружия», а также «деликатный, политический аспект» многочисленных «оговорок», в которых боевые вылеты B-52 именовались ядерными «ударами».
Согласно натовскому сценарию того, как холодная война могла бы превратиться в горячую, конфликт между сверхдержавами начинался на фоне происходившей внутри Советского Союза в феврале 1983 года «смены руководства», которая «способствовала брожениям в Восточной Европе», и, в конечном счёте, вторжения Организации Варшавского договора (которая в учениях называлась «Организацией Оранжевого договора») в Югославию, после того, как последняя запросила экономическую и военную помощь у Запада.
Затем, 3 ноября, «оранжевые» пересекли финскую границу, на следующий день захватили Норвегию и оказали давление на Западную Германию (силы «оранжевых» ударами с воздуха атаковали вдоль всей немецкой границы»), а впоследствии и на Соединённое Королевство («Удары СО по британским аэродромам сорвали операции B-52 и KC-135, а также привели к уничтожению некоторых самолётов»).
Из-за своей неспособности остановить продвижение обычных советских вооружённых сил, утром 8 ноября «синие» (НАТО) «запросили об ограниченном первом применении ядерного оружия против предварительно отобранных неподвижных целей». Но по причине того, что «использование «синими» ядерного оружия не остановило агрессию «оранжевых», Верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе «в конце дня 9 ноября запросил о продолжении применения ядерных вооружений. Этот запрос был утверждён пополудни 10 ноября, и последующее применение ядерного оружие было произведено утром 11 ноября». После чего учения завершились – уничтожать больше было нечего.
Только что обнародованный отчёт о выполнении задания в рамках учений Able Archer 83 всё же несёт в себе определённый заряд иронии. В тот самый момент, когда НАТО отрабатывала долгий, затяжной сценарий постепенного перехода от конвенционной войны к ядерной, кое-кто в СССР проводил подготовку своих ядерных сил к возможному первому обезглавливающему удару со стороны Запада. Существовала реальная угроза ядерной войны «из-за ошибки в расчётах».
Как раз в том году (1983) нашу среднюю школу в Латвии усиленно готовили к ударам с воздуха. Проводились учения («весь класс быстро в погреб»), заклеивали окна итп. Оказывается, и в Эвропе были учения 🙂