Турция и Россия: недолго друзья, а теперь снова враги

В высших правительственных кругах Анкары ходят слухи о том, что за стремлением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана свергнуть любой ценой режим Башара аль-Асада в Сирии стояли в том числе и личные причины. Были времена, когда Сирию и Турцию связывали теплые отношения, а семья Асадов однажды даже ездила на отдых вместе с Эрдоганами.

Подпись к изображению: Участники акции протеста у турецкого посольства в Москве после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком, ноябрь 2015 года
Подпись к изображению: Участники акции протеста у турецкого посольства в Москве после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком, ноябрь 2015 года

Говорят, что после этого Асма, жена господина Асада, послала мужу электронное письмо, в котором умоляла больше никогда не просить ее о подобных поездках: эта парочка не владеет никакими языками, якобы писала она; он – головорез, едва ли прочитавший в жизни хоть одну книгу, а она – ограниченная дурнушка, не интересующаяся ничем, кроме шопинга. Это электронное письмо каким-то образом попало в руки турецкой разведки, а то, что случилось потом, уже вошло в историю. Впрочем, благодаря русским, Асаду удалось уцелеть.

В ноябре прошлого года турки сбили российский военный самолет под предлогом нарушения их воздушного пространства в течение целых 17 секунд. Президент Владимир Путин тоже не из тех, кто склонен прощать оскорбления. Он прочитал гораздо больше, чем одну книгу, и владеет более чем одним языком. Наконец, он способен видеть суть вещей.

До сих пор месть России заключалась лишь в резком сокращении экспорта из Турции. А отсутствие российских туристов привело к тому, что более 400 отелей, расположенных в одной только курортной зоне Анталии, излюбленном месте отдыха, сегодня выставлены на продажу. Это, вероятно, также означает восстановление Башаром аль-Асадом города Алеппо, и может быть, благосклонное отношение России к созданию курдского государства, которое будет иметь границу с Турцией по реке Тигр.

Такое положение может стать поводом для многих комментаторов вспомнить русско-турецкие войны 19 столетия, а также различные иные эпизоды на Кавказе и Балканах. Однако, в современной истории отношения между Россией и Турцией были довольно корректными, а порой даже теплыми.

Действительно, правителей Российской империи не раз призывали заявить о своих правах на Константинополь (Царьград). Однако, когда они обдумывали проблемы, к которым это могло привести, это вынуждало их отступить: уж лучше слабая Турция, которую Россия могла контролировать с помощью автономной Армении, или даже Курдистана, чем беспокойная колония или греческие притязания, за которыми стоит Британия.

В 1833 году российские войска остановили египетско-сирийскую армию на пути к захвату Стамбула, создав плацдарм к северу от города. А когда в 1920-м Османская империя пришла к окончательному распаду и британцы поддерживали требования греков и армян, русские вновь пришли на помощь туркам. Следовало бы задуматься, смогла бы Турция вообще выжить без той помощи, которую она тогда получала от Москвы.

В ансамбле национального монумента на площади Таксим в Стамбуле присутствуют четыре узнаваемые фигуры. Разумеется, первый среди них — Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель турецкой республики. Гораздо более удивительно видеть рядом Семена Аралова, первого советского посла в Турции. Он сотрудничал с турецкими националистами, которые сопротивлялись планам западных союзников относительно Анатолии.

Летом 1929 года представители султана Мехмеда VI подписали Севрский договор, предусматривавший создание независимой Армении, передачу дополнительных территорий Греции и даже возможное учреждение Курдистана. Султан в результате превращался в правителя заштатного эмирата.

Сопротивление этому договору росло и получило поддержку советского правительства. Немедленно после подписания в Москве состоялась встреча между Георгием Чичериным, Народным комиссаром по иностранным делам, и Али Фуатом-пашой, представлявшим Турцию. Они договорились о том, что Советы отдают Армению, а турки забывают о своих претензиях на Азербайджан. Полученные деньги и оружие помогли тогда туркам разбить своих врагов.

Обе стороны отличало недоверие к Западу. Кроме того, они выступали против радикального ислама. Ататюрк (в узком кругу, не на публике) называл его «обузой на шее». Его жена переписывалась с сестрой Анатолия Луначарского, советского наркома образования, обсуждая проблемы ликвидации безграмотности среди турецких крестьян.

В 1929 году Сталин изгнал Троцкого и не мог найти другой страны, которая бы согласилась его принять, кроме Турции. Троцкий жил там в течение четырех лет (его первым посетителем был бельгийский журналист по имени Жорж Сименон).

Ухудшение отношений началось в 1945 году, когда Сталин сдул пыль с досье времен царской России. Он вновь поднял армянский вопрос и потребовал возвращения трех провинций в восточной Турции.

В 1947 году Турция получила помощь в рамках план Маршалла, а затем присоединилась к ГАТТ (Генеральная ассамблея по тарифам и торговле) и НАТО. Это дало ей определенные преимущества. Преемник Сталина Никита Хрущев осознал всю ошибочность советской политики, однако, было уже слишком поздно восстанавливать разрушенные альянсы. Тем не менее, с тех пор советско-турецкие отношения никогда не становились особенно плохими. А после прихода в 1965 году на пост премьер-министра Сулеймана Демиреля, между разведслужбами двух стран даже осуществлялось некоторое сотрудничество. Во всяком случае, в течение всех этих лет никто не сбивал самолетов.

Основания, приводимые турецкими официальными лицами в оправдание инцидента со сбитым российским самолетом, являются формально правильными. Однако турецкие самолеты неоднократно нарушали воздушное пространство Греции без каких –либо последствий. За реакцией на секундное российское нарушение, стоит нечто иное. Русские побеждают в войнах против ислама с 1571 года, когда царь Иван Грозный взял Казань. Сиюминутные обиды в сочетании с исторической неприязнью привели к разрушению российско-турецкого сотрудничества, которое, особенно в последние пятнадцать лет, принесло обеим сторонам немалую выгоду.

Автор, Норман Стоун – британский историк, заведующий кафедрой международных отношений Билькентского университета в Анкаре

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий